– Иди к нам поближе, потом поснимаешь, – громко предложил Валерий Румянцев, и я мгновенно понял, что репортаж из д. Глебово не будет коротким. Возле мемориального комплекса, расположенного рядом с сельским Домом культуры, было многолюдно: сновали ребята, перетаскивавшие мешки с чернозёмом, суетились девушки, прибирая территорию и высаживая цветы, работали граждане более серьёзного возраста. Для них рассказ главы района о реконструкции братского захоронения не был в новинку: они прекрасно знали, каким станет результат их общего труда. А вот для меня многое стало открытием: администрации Ржевского района и сельского поселения «Успенское» запланировали те только реконструировать памятник, но и облагородить прилегающую территорию, причём довольно серьёзно. Ветхие строения, которые нельзя снести (поскольку собственники против), решено замаскировать, невнятную поросль на заднем плане – убрать, соседние здания – привести в нормальный вид.
ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ
– Специальная комиссия уже проинспектировала 32 братских захоронения в Ржевском районе, и все они в той или иной степени подлежат ремонту. То, что мы делаем сегодня в Глебове, – это только начало большой работы, – подчеркнул Валерий Румянцев. – И связаны они, в первую очередь, с изменением сознания. Я вижу сейчас, в канун 74-летия Победы, как просыпается в нас человечность, по которой мы изрядно соскучились. Истинный, не привитый патриотизм. Вот, например, в д. Кокошилово ребята из проектного бюро сами взялись за реконструкцию захоронения, хотя никто их об этом не просил. Как они нашли его? Вопрос. И сейчас мы являемся участниками похожего события: к празднику мы приводим братские могилы в порядок, но работа будет продолжена и после 9 Мая. Сюда поедут сотни людей, но даже не в этом дело! Сейчас самое подходящее время для восстановления комплекса. Есть воодушевление, есть порыв, есть осознание: это наша общая память, и все мы – ржевитяне, вне зависимости от возраста, рода занятий, политических пристрастий.
Когда Валерий Михайлович ушёл по своим делам, а я остался, то почувствовал себя в стороне от праздника труда. На захоронении работали учащиеся Глебовской школы – бодро, с огоньком. Было видно, что дело своё они не только знают, но и любят. Глядя на рабочий процесс, очень не хотелось никого отрывать от этого занятия.
– Мы договорились с собственником соседнего дома, ветхий забор которого никак не сочетается с нашей идеей восстановления. Он обещал найти средства, чтобы если и не восстановить его, то хотя бы на время задрапировать, – сообщил глава сельского поселения «Успенское» Владимир Громов. – Мы же в перспективе планируем воинское захоронение полностью преобразить. Ну, а в этом году приводим его в порядок, чтобы перед родственниками погибших не стыдно было. Девочки покрасят ограждение, мальчики чернозёмом выровняют поверхность земли внутри ограды. Затем благоустроим территорию вокруг захоронения. Агрофирма «Дмитрова Гора» помогает, чем может, – например, в скором времени доставят зелёные насаждения, яблони, высадим их по периметру.
\
ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ – НАДО ПОМОГАТЬ
– Я вообще считаю так: раз у меня есть возможность помочь – надо помогать; я хочу лично отдать долг воинам, павшим на моей родной земле, – с чувством сказал инженер-энергетик филиала агрофирмы «Дмитрова Гора» – ООО «Ржевский бекон» Роман Судошин. – В моём детстве всё было иначе, не так, как сейчас. Ветераны часто встречались с нами в школе, рассказывали о военных годах. Война к нам была ближе, и мы сильнее пропитаны её страшным запахом. Сейчас с молодёжью тоже работают, но по большей части о военных событиях можно узнать лишь из фильмов или из книг. С чтением дела обстоят не очень хорошо – в целом по стране, а фильмы у нас на голливудский манер теперь снимают – какое представление о войне можно получить на их основе…
Специалисты ООО «Ржевский бекон» занимались работой, которую не в силах выполнить учащиеся школы – они обваривали постамент мемориала, штукатурили, доставляли на место необходимые материалы. Всё время, пока я находился на захоронении, меня не покидало ощущение, словно здесь чего-то не хватает. Потом понял, в чём дело: на этом месте нет берёз, которые росли у мемориала всегда. По этому поводу некоторые участники работ даже возмутились: спиливать берёзы – это кощунство! Я позволю себе не согласиться, и не потому, что «очень люблю» Валерия Михайловича и очень рад восхвалять администрацию и петь оды Ржевскому району. Просто у меня есть собственное мнение на сей счёт. Но в ходе беседы прозвучала такая фраза: «Именно берёзы и были памятником». И вот это зацепило.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.