На днях в России отметили Международный день медицинской сестры. Но заведующая практическим обучением и преподаватель сестринского дела в Ржевском медицинском колледже Людмила Кукушкина обычно отмечает сразу три профессиональных праздника: День медицинской сестры, День медицинского работника и День учителя. Об особенностях столь многогранной профессиональной деятельности мы и беседуем с Людмилой Леонидовной.


ОТ ЖЕЛАНИЯ – ДО ПРИЗВАНИЯ

– Людмила Леонидовна! Недавняя пандемия коронавируса повлияла на рост популярности врачебных специальностей: общество убедилось в том, насколько значима профессия врача. И медсестры – тоже?

– Скорее, пандемия показала, насколько важна работа медсестры в практическом здравоохранении.

– В прошлом году был очень большой набор по укрупнённой группе медицинских специальностей. А многие ли молодые люди приходят в вашу профессию?

– В колледже мы обычно набираем две группы медсестёр. Вступительные экзамены абитуриенты не сдают – идёт конкурс аттестатов, и он достаточно серьёзный: соискатели с баллами ниже 4,2 или 4,1 могут не пройти. Большинство выпускников школ приходят к нам по желанию – о призвании в таком возрасте говорить сложно.

Обычно влияют на выбор примеры из литературы и кино, а также личностные качества, которые присущи будущей медицинской сестре. Медсестра должна быть доброй, уметь сострадать, но этого мало! Чтобы стать настоящим профессионалом, необходима научная база. Но если личностные качества в полном объёме мы сформировать не сможем, то профессиональные знания передадим стопроцентно. На мой взгляд, личностные и профессиональные качества медицинской сестры должны идти в тандеме. Как лечебное и сестринское дело: они являются равноправными, дополняющими друг друга специальностями.

«МИЛАЯ СЕСТРИЦА»

– Сестринское дело – это и наука, и искусство одновременно. Но как это проявляется?

– Искусство преломляется через различные грани личности, характера, темперамента медицинской сестры по отношению к больным. Существует даже типология медсестёр. Сестра-рутинёр (робот) выполняет всё, что нужно для ухода за больным, но безлично, не сопереживая, не сочувствуя. Делает всё, упуская из виду главное – самого больного.

Сестра «артистического плана» играет определённую роль. Поведение зачастую становится искусственным, показным: исчезает непосредственность, появляется неискренность. Всё это может помешать формированию должного контакта между сестрой и больным.

Бывает «нервная» сестра – например, наступила профессиональная деформация, но человек вынужден работать. Для неё характерны грубость, раздражительность, вспыльчивость, плохо влияющие на больных.

Медсёстры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботы и сочувствия. Работа для них – неотъемлемое условие жизни. Отличается высоким искусством большой заботы о людях, человечности и любви. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Именно медсёстры материнского типа – самые человечные, мудрые, милосердные. Они умеют даже без слов поддержать больного, сделать это максимально тактично и бережно. Всегда желаю своим студентам «дорасти» до медсестры материнского типа!

СТИМУЛ И ГАРАНТИЯ

– Людмила Леонидовна, первичная аккредитация выпускников по-прежнему является необходимым условием для допуска к самостоятельной работе?

– Да, наличие свидетельства об аккредитации показывает, что специалист имеет необходимые профессиональные навыки, а его умения соответствуют текущим требованиям в рамках отечественного здравоохранения.

Компетенции студенты изучают в течение всего времени обучения, а закрепляют в кабинете доклинической практики, где тренируются на фантомах. По всем дисциплинам они проходят практические циклы (доклиническая практика, клиника, производственная практика с отрывом от учёбы, преддипломная практика).

В нынешнем году планируются три манипуляции для медсестёр: внутривенное введение лекарственного препарата, базовая сердечно-лёгочная реанимация вне лечебного учреждения и уход за катетером Фалея. Плюс – тестовый контроль знаний, когда необходимо набрать 70 баллов – это минимальная нижняя граница. Аккредитация очень хороша сама по себе – она и стимулирует, и даёт гарантию.

ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

– Среди обучающихся в медицинском колледже встречаются «возрастные» студенты, люди, которые вдруг поняли, что выбрали не ту профессию, а на самом деле их призвание – помогать людям?

– Да, некоторые разочаровываются в прежней деятельности или просто не находят своего места в профессии, понимают, что их призвание – не в ней. У нас училась на фельдшера мама троих детей – так она оказалась самой лучшей ученицей в группе! Прекрасно сдала экзамены, а сейчас работает фельдшером на «Скорой помощи».

Есть и другие «возрастные» студенты – например, женщины, которые занимаются косметологией (в этой сфере необходим диплом медицинского работника). Они хорошо мотивированы – есть цель, и они к ней идут.

ВВЕРХ – ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

– Долгое время роль сестринского персонала в системе здравоохранения не получала заслуженной оценки. Во многом это было связано с тем, что базовый уровень образования будущих медсестёр был конечной точкой, своеобразным «потолком» в профессиональном обучении. А как дела обстоят сейчас?

– Мы даём базовое образование, но выпускница может пройти двухгодичное обучение в Тверском медицинском колледже, получив там повышенные знания, а после его окончания – работать старшей или главной медицинской сестрой, подниматься по служебной лестнице.

Есть и высшее сестринское образование, которое предполагает научную деятельность. В некоторых больницах уже вводят должность заместителя главного врача по сестринскому делу. Одним словом, медицинская сестра становится одной из ключевых фигур в процессе – как ухода за пациентом, так и его лечения в целом.

– Но стать хорошей медсестрой, наверное, трудно…

– Да, для этого нужны характер, знания, умения, любовь. Каким бы классным врачом ни был хирург, какие бы уникальные операции он ни проводил, но если не будет профессионального и душевного ухода за больным, – все его усилия пойдут насмарку. Каждый делает своё дело: врач – врачебное, сестра – сестринское, но оба идут рука об руку. Пожалуй, прежде медсестру воспринимали только как помощника врача, но сегодня она является полноправной коллегой доктора, и отношение к ней в обществе, её социальный статус меняются…

«СТРОГАЯ, НО СПРАВЕДЛИВАЯ»

– Вот и ваша дочь пошла по вашим стопам. Как удалось привить ей любовь к медицине?

– У нас – семья медиков. Я посвятила медицине почти 50 лет, из них более 30 – преподаю. Мой супруг – анестезиолог-реаниматолог, а дочь Юлия сейчас возглавляет сестринское дело в Ржевской ЦРБ. Если любишь свою работу, то будешь выкладываться по полной. Для меня работать спустя рукава – неинтересно. Студенты обычно говорят: «Людмила Леонидовна – очень строгая, но справедливая». Послаблений никому не делаю, поскольку готовлю их к профессиональной деятельности. Зато потом так приятно услышать от состоявшихся коллег: «Людмила Леонидовна, мы работаем с удовольствием, и всё у нас получается!». Тепло вспоминают и благодарят – за знания, умения, навыки, которые им дали в Ржевском медицинском колледже, сделав из студентов профессионалов своего дела.

– В Ржеве – дефицит врачей. А с медсёстрами как обстоят дела?

– Сёстры требуются практически во все отделения ЦРБ. Проблем с трудоустройством не должно быть, но кого-то может смущать зарплата, поскольку современная молодёжь предпочитает жить по принципу «всё и сразу, здесь и сейчас».

СЛИТОК ЗОЛОТА

– Встречаются ли идеальные студенты?

– Встречаются, но редко, это словно слиток золота, который находишь внезапно. Сейчас есть один такой. «Лечебник», учится на третьем курсе. У молодого человека сильная тяга к знаниям: он не только воспринимает то, что говорят преподаватели, но и занимается самообразованием, много читает. Проводит мастер-классы для младших студентов, участвует в конкурсах и конференциях, занимая призовые места. Конечно, легко учить людей, которые сделали осознанный выбор в пользу медицины. И гораздо труднее влюбить в свою профессию человека, который сомневается, колеблется… Но это намного интереснее!

Продолжаться в своих студентах – это же здорово! Я вкладываю в каждого частицу самой себя, своей жизни, своей души.

ОТДАМ В НАДЁЖНЫЕ РУКИ

– Кто же подхватит эстафету, когда ваше поколение уйдёт?

– Я – человек старой закалки: нас учили, что работа – превыше всего! Но для себя решила: педагогов такого типа больше не будет, а может, их уже и не надо. Не нужно, чтобы кто-то нам подражал. Мне важно, чтобы мой преемник искренне любил свою профессию. Может быть, он будет работать даже лучше меня! Хотя работа у нас хлопотливая: надо очень много знать и уметь. Поэтому хотелось бы видеть человека не со студенческой скамьи…

– Сейчас появилось немало современных методов диагностики и лечения. Хорошо, когда медицинская помощь становится всё более технологичной?

– Думаю, это неплохо. Многих манипуляций, которые были в прошлом веке, сейчас нет: их заменили инструментальные методы исследования. Медицина – наука живая, она не может стоять на месте. Но исследования – только четверть того, что относится к болезни больного, а остальное – это врач и медицинская сестра. Современная медицина располагает поистине фантастическими технологиями. Но только за счёт применения суперсовременного оборудования и новых методик полного успеха добиться невозможно. Потребность пациентов в сострадании, заботе, душевном тепле никогда не исчезнет.

– Людмила Леонидовна, приятно пообщаться с человеком, который искренне предан своей работе…

– В работе – моя жизнь. Может быть, для кого-то это высокие слова, но пока общаюсь со своими студентами – я живу! Любовь к профессии важно передать в надёжные руки. Если бы это удалось, я была бы абсолютно счастлива! Подражать нам не надо, важно оставаться собой. Но при этом – понимать дело, которым занимаешься, любить его и работать честно…

– Благодарю вас за интервью!

Ирина КУЗНЕЦОВА

Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.