Ржевитянка по рождению, Нина Константиновна Мешко – одно из ключевых имён в русской культуре XX века. Она руководила Северным русским народным хором почти полвека – с 1960-го по 2008 год, и до конца своих дней была предана искусству. Народная артистка СССР, лауреат Госпремии РСФСР имени М.И.Глинки, заслуженный деятель искусств РСФСР, Почётный гражданин Архангельска и Парижа, профессор кафедры хорового и сольного пения РАМ имени Гнесиных, основатель профессиональной школы народного пения, у которой по-прежнему множество поклонников. И это, конечно, неполный список регалий человека-эпохи. Но свои первые жизненные дороги она проторила именно на Ржевской земле.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Нина Константиновна (в девичестве – Воробьёва) родилась 31 мая 1917 года в деревне Малахово Ржевского уезда. Ещё в Столыпинскую реформу её дед поселился на хуторе Кожухово, что в 4,5 км от Сишки, рядом со старинными сёлами Брёхово, Бургово, Рязанцево, Кокошкино. Близ них, на речке Дунке, что также впадает в Волгу, находилась гарь – так называли этот район местные жители. Вот здесь-то и поставил свой дом дед Нины – отец большого семейства (вместе с супругой они воспитали пятерых сыновей и трёх дочерей).
Иван Арсеньевич Воробьёв был справным хозяином, о чём впоследствии рассказывали мне его внуки. Константин, Сергей, Тимофей, Матвей, Фёдор, Дуня и Женя также были воспитаны в любви к крестьянскому труду, помогали взрослым по хозяйству, летом нанимались пастушками в окрестные деревни, а зимой учились в приходской школе. Воробьёвых в школе звали «жареные» – поскольку родом были с гари. Крепкие, ладные, дружные ребята, в обиду себя они не давали – крепко держались друг за друга.
Школа находилась в д. Дора, по соседству с богатым помещичьем имением, располагавшемся на ладони холма, откуда хорошо просматривались окрестности: кружево белоствольных берёзовых рощ, зеркало небольшого озера и поля, поля – без конца и без края! К сожалению, время не пощадило старинную усадьбу: она фактически была стёрта с лица земли в годы войны (в каменном строении располагался военный штаб). И сегодня лишь старый заросший парк, липовая да клёновая аллеи напоминают о её былом величии.
Отец Нины, Константин Иванович Воробьёв, окончив приходскую школу и училище в Ржеве, был направлен на учительство в Ржевский уезд. Здесь он и встретил свою будущую супругу – Александру Васильевну Дюкову, которая также была преподавателем. Позже Нина Константиновна вспоминала, что отец её был личностью уникальной, одарённой, многогранной, при этом – с обострённым чувством справедливости. Он обладал редкой выдержкой и в то же время действовал просто и открыто, соизмеряя свои поступки с совестью и нравственными понятиями.
Александра Дюкова, дочь псаломщика, – родом из деревни Збоево. Представители этого рода служили на Тверской земле с XVII века. Один из первых – Изот Пантелеев (упоминание – 1677 г.) был священником в селе Оковиц (с. Оковцы) Ржевского уезда. Потомок Изота Пантелеева – Алексей Федотович Изотов (в монашестве Арсений) – управлял Русской духовной миссией в Иерусалиме, впоследствии получил сан епископа (Сухумского). Василий Васильевич Дюков, дед Нины Константиновны по материнской линии, происходил из старейшей династии священнослужителей.
Кстати говоря, Дюковы и Изотовы происходили из одного родословного древа. Александра Дюкова, мать Нины, окончила Ржевское епархиальное училище. Она обладала хорошими вокальными данными: с 12 лет была солисткой хора – светского (при училище) и церковного. По воспоминаниям дочери, до 50 лет Александра Васильевна сохраняла яркое сопрано. В 1908-м Константин Иванович и Александра Васильевна поженились и переехали учительствовать в д. Харино, где родился старший брат нашей землячки – Сергей. Харинское училище, открытое в числе первых в Ржевском уезде (в 1872 году), считалось одним из лучших. Здесь обучались 100 учеников. Двухэтажное здание с большими классными комнатами было построено специально для образовательных нужд. В училище, кроме основных учебных дисциплин, было хорошо налажено обучение ремёслам – сапожному мастерству и рукоделию.
Времена были тяжёлые, неспокойные, голодные, поэтому Воробьёвы приняли решение вернуться в д. Кожухово, в родительский дом. В 1910-м там родился второй брат Нины Константиновны – Владимир, впоследствии оказавший огромное влияние на жизнь нашей знаменитой землячки. А спустя ещё семь лет на свет появилась Нина.
\
ИЗ ПЕСЕННОЙ СЕМЬИ
Нина Константиновна особо отмечала доверительное отношение, установившееся между родителями, – они искренне любили и уважали друг друга. «Родилась я в семье песенной, – вспоминала она. – У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос. А отец, Константин Иванович, не только руководил школьным хором, но и был регентом-любителем в местной церкви. В родительском доме по субботам и воскресеньям собирались любители пения. Многие приезжали на лошадях за десятки километров – только для того, чтобы попеть и, как теперь говорят, «пообщаться».
В 1922-м, после кончины деда и мужа, оставшись одна, Александра Васильевна с детьми переехала в д. Медведево, где ей предложили место учителя в школе. Вспоминая это время, Н.К. Мешко рассказывала, что матушка практически одна поднимала детей, но при этом никогда не роптала на судьбу. Ни полуголодное существование семьи (за 1,5 миллиона «керенок» мать могла купить трём ребятишкам разве что булочку с растительным маслом), ни трудности сельской жизни не нарушили завет Константина Ивановича – дать своим детям хорошее образование.
Александра Васильевна очень рано научила дочь читать, и когда Нина пошла в школу, её сразу приняли во второй класс. С детства в семье культивировалось особое отношение к книгам и песням. Нина перечитала в школе все книги, которые только были в библиотеке. Особенно любила Пушкина. В своих воспоминаниях она пишет: «С раннего детства появилась у меня неудержимая страсть к чтению. Читать я начала, играючи, лет с пяти, ведь отец и мать были учителями. Брат учился и читал книги, что называется, запоем. Многое из прочитанного он мне рассказывал, но хотелось самой не просто смотреть на заколдованные значки, но видеть, как из них чудесно рождается живая жизнь».
В 1927 году Александра Васильевна отправила дочь в город, Нина поступила в 5 класс школы №4 (Тетерино, ранее – мужская гимназия), а старший класс окончила в школе №3 на ул. Большая Спасская, где ныне располагается детская библиотека. Жила на частных квартирах: сначала – в доме агронома Пятницкого, знавшего её деда и отца. К сожалению, в 1929-м он был арестован по делу Крестьянской партии. Но мир не без добрых людей – Нину приютила преподавательница немецкого языка, переведя её в свою школу.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.