Как всегда, событий за прошедшую неделю было много – видно, что мир балансирует на грани каких-то глобальных перемен, которые могут изменить этот самый мир до основания. Не разрушить, а именно изменить. Хотя и от разрушения привычного места обитания человечества гарантий никто не даёт. А тут ещё В.В. Путин вслух заявил, что российская экономика должна быть готова перейти на мобилизационные рельсы. В либеральном лагере началось кудахтанье, как в растревоженном лисой курятнике. Главные их переживания –не о стране, конечно, а о себе, любимых. Не совсем же дураки – понимают: случись чего, на них быстренько набросят узду и отведут в такое стойло, где они станут тихими и послушными. Избави бог, я не проновый гулаг, ведь есть и другие способы для того, чтобы угомонить не в меру расшалившихся деятелей, открыто заявляющих о своей ненависти к России как таковой и к русскому народу как государствообразующему субъекту страны. В новых обстоятельствах, на которые Россию усиленно подталкивают, ловить им будет нечего. С небывалой силой вопрос о существовании в стране так называемой «пятой колонны» встал после выступления в бундестаге уренгойских школьников, и в первую очередь – мальчика Коли.
ГЛУПОСТЬ ИЛИ МЕРЗОСТЬ?
Сказать по правде, я давно не припомню такого взрыва эмоций после, казалось бы, незначительного события. Ну, в самом деле, ведь речь идёт не о заявлении президента, не о новых санкциях, не об объявлении войны какой-либо стране, а о выступлении школьника – и такой вал комментариев, заявлений, оценок, такой обжигающий градус дискуссии! Отметились на этой теме все – начиная от пресс-секретаря президента до самовыдвиженки Собчак, от рядового блогера до мэра Нового Уренгоя. Жанр материалов на горячую тему тоже очень разный – от слюнтяйского «онижедети» до саркастически обвинительного. Вот один из таких образчиков саркастического жанра.
«Сталин поднимает трубку, говорит: «Лаврентий… Я тут посмотрел репортаж о мальчике из Нового Уренгоя. Записывай. Учителя истории – на Таймыр, пусть оленям историю читает. Директора школы – в истопники, пожизненно. Мэра города и председателя гороно – в командировку, по сталинским местам. Там и оставить, на пятнадцать лет, без права переписки». – «Понял, товарищ Сталин. А с мальчиком-то что делать?». – «Мальчика наградить». – «Не понял, товарищ Сталин…». – «Наградить. Выдать Почётную грамоту. Столько врагов народа нам сдал».
Стоит вспомнить, из-за чего разгорелся весь сыр-бор. В день памяти жертв войны и государственного насилия, который в этом году совпал с очередной датой начала Сталинградской операции, школьники из Нового Уренгоя выступали в бундестаге. Оказались они там по приглашению немецкой стороны и произносили речи, весьма приятные для немецкого уха. Коле Десятниченко просто не повезло – его речь шла без синхронного перевода, громко, чётко, на родном языке. А вот выступления его соучениц уже заглушал немецкий перевод. Одна девушка по имени Валерия выступила достаточно нейтрально, а вот Ира Кокорина, можно сказать, даже превзошла своего дружка Колю.
«Во время работы над проектом я узнала о Юлиусе Фогте, который пошёл на службу в люфтваффе и служил в России и Италии, – зачитывала текст с трибуны девочка с косичкой. – Попав в плен к русским солдатам, холодной зимой Юлиус с товарищами сидел в мастерской. Голодные, они хотели согреться глотком водки. Но вместо неё в бутылке оказался метиловый спирт. Юлиус умер на следующий день после отравления в возрасте 23 лет в лагере для пленных в Люблине. Я посетила это захоронение и была очень опечалена увиденным, так как погибло много невинных людей, которые хотели жить мирно. Судьба Юлиуса тесно переплетается с судьбой моего прадедушки. Он попал в плен, из которого ему помог сбежать немецкий полковник Ганс. После войны мой прадедушка вернулся домой…».
О как! Бедного пленного лётчика, который, конечно же, разбрасывал с самолёта удобрения для возделывания полей, отравили злые русские. А добрый немецкий полковник помог бежать прадедушке из плена. Я не пойму, чего больше в этих словах – дебилизма или цинизма? Одна надежда на то, что это юношеская глупость и полное незнание собственной истории, что, конечно же, плохо, но не безнадёжно. Иначе нам придётся смириться с тем, что выросло новое поколение, которое фактически отрицает подвиг своих прадедов. И тогда никакие воззвания к общечеловеческим ценностям не могут их оправдать. Когда гитлеровцы пришли на нашу землю, они не щадили ни таких Ир, ни таких Коль, о чём они, кажется, даже не догадываются.
\
А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
Фраза принадлежит классику русской и советской литературы Максиму Горькому. У неё, кстати, есть продолжение: «Может быть, мальчика-то и не было?». Вот и у меня возникает вопрос – а каким это образом весьма сомнительный текст оказался озвучен недорослем? Был ли вообще мальчик? Может быть, мальчика-то и не было, а всё выступление написано взрослыми людьми, которые решали совершенно иные проблемы. И, как кажется, проблемы эти лежат в плоскости оправдания зверств фашизма, чего так и не поняли школяры из элитной гимназии города Новый Уренгой.
Позже выяснилось, что жалели солдат вермахта школьники и их наставники не по убеждениям, а за иностранный грант от Фонда имени Фридриха Эберта, который «давно и успешно» работает в России. Фонд финансирует программы, «направленные на внедрение западных представлений и ценностей, в том числе связанных с оценкой мировых событий». Вот самые яркие страницы деятельности этой организации. Фонд Фридриха Эберта заказал и оплатил исследование, по итогам которого «выяснилось»: «Россия – кровожадная ксенофобская страна, в которой почти 40% населения готовы перестрелять всех, кто виноват в текущем положении дел. 70% русских признали, что испытывают неприязнь к людям других национальностей, 40% русских одобрили бы насильственное выселение представителей других национальностей из своего населённого пункта».
В Новосибирске, Омске и Иркутске фонд Фридриха Эберта оплатил другое исследование, согласно которому был сделан вывод о сибирской национально-культурной идентичности. То есть население Сибири – это сообщество внутри России с отличительными особенностями в восприятии своей культурной, территориальной и политической общности. В том, что это утверждение – из той же оперы, что и возникшая в 90-е годы идея о создании Уральской республики, – можно не сомневаться. Из Сибири, Барнаула, других российских городов фонд Фридриха Эберта вывозил активистов в Германию и Данию на семинар «Меньшинства и демократия». Они посещали гей-бары, другие злачные места, где и разговоры велись соответствующие – о том, какая у нас недоразвитая страна, принявшая закон о запрете гей-пропаганды среди детей. По имеющейся информации, в Турции лет пятнадцать назад прошёл судебный процесс, на котором выяснилось: филиалы фонда Фридриха Эберта в этой стране являлись одновременно и представительствами германской разведки БНД.
Дальше – больше. В телевизионном интервью мальчик Коля откровенно говорит, что его сочинение редактировали несколько раз. Немецкая сторона сократила до одного абзаца сочинение гимназиста о его прадедушке – участнике ВОВ и сделала упор именно на рассказ о немецком солдате вермахта. «Организатор «Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями» прислал нам эти биографии и сказал: «Вот, на основе этих биографий всё должно и быть, – рассказал Коля Десятниченко. – И так получилось, что у меня про моего прадедушку всего две строчки осталось, хотя изначально должен был весь мой рассказ. В середине октября мы прислали туда наши сочинения, в бундестаг. Они всё одобрили, президент «Народного союза Германии» всё это прочитал, одобрил и, соответственно, мы уже готовили именно речь».
Как видим, здесь не было никакой случайной ошибки школьника. А был тщательно проработанный и заранее отредактированный текст выступления. И вообще, все три текста выступления в бундестаге наших школьников составлены по единой схеме, содержат одни и те же выражения. Разница – в именах и кратких биографиях гитлеровцев. Уж и не знаю, как это правильно назвать, но сильно смахивает на провокацию. Зато теперь на выступления российских школьников совершенно точно могут ссылаться немецкие историки, ведь это как бы непредвзятое мнение, да ещё и с пострадавшей стороны. И никто не рассказал ребятам, что реальных немцев-пацифистов, отказавшихся воевать в гитлеровских войсках, нацистский режим осудил, посадил в концлагеря и специальные тюрьмы для военных вермахта. Речь идёт всего лишь о 30 тысячах солдат, из которых только несколько тысяч «образумились» и снова отправились на фронт – в немецкие штрафбаты. А 20 тысяч были казнены.
\
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, НАДО УВИДЕТЬ
Говорят, что хотя выступления подростков и были растиражированы прессой, в Германии они особого ажиотажа не вызвали. У немцев сейчас проблемы с формированием правительства – эта тема их волнует гораздо больше. А вот в России пересказ о казусе в бундестаге вызвал настоящий шквал откликов. Некоторые из них радикальные. Наверное, эти люди слишком большую ответственность возлагают на юнцов. Но проблема гораздо глубже.
Посмотрите, как преподаётся история в наших школах и вузах. Выпускники и студенты почти ничего не знают о событиях Великой Отечественной войны. Они не смотрели советских фильмов: «Баллада о солдате», «Аты-баты, шли солдаты», «Они сражались за Родину», «Летят журавли», «Иди и смотри», «В бой идут одни старики» и многие-многие другие. А чего стоят выступления историков и филологов из многих престижных вузов на федеральном телевидении! Нет, не всех, конечно, но многих, увы, слишком многих. Историки Сытин, Панасенков, Зубов, режиссёр Амнуэль, писатель Никонов – чему могут научить эти люди, презирающие свой народ, даже если они на словах утверждают обратное? Но весь комплекс их взглядов говорит о противоположном.
Года полтора тому назад проскочило сообщение о том, что на журфаке МГУ задавали вопрос – чей Крым? И если абитуриент отвечал, что российский, то поступление на факультет для него было закрыто. Так что, получается, удивляться и возмущаться нам не стоит – мы к этому результату шли долгих тридцать лет, когда начали снисходительно относиться к переписыванию истории. Но, кажется, Россия и россияне стряхнули с себя морок прежних лет, и картина стремительно меняется. «Вообще, отличный замер общественного мнения получился в результате истории с новоуренгойским школьником. Для власти не совсем приятный, поскольку показывает наличие консолидированной общественной позиции, которой не поманипулируешь. Ну, и народное озверение, которое включается, когда затрагивается реально чувствительный вопрос, – оно продемонстрировано наглядно», – отметил историк Александр Дюков.
И последнее. Эти подростки сообщили, что интересовались состоянием захоронений гитлеровцев, милосердно погребённых в нашей земле. Но нигде нет ни одного свидетельства о том, что эти гуманисты сами участвовали в полевых поисковых работах, осуществляли уборку или озеленение таких захоронений. Они «искали» исключительно в интернете. Так, может быть, им стоит приехать на реальные поисковые работы – например, на ржевскую землю, где им наглядно покажут и расскажут, насколько «невинными жертвами» были немецкие вояки, и какие потери несла Красная армия в борьбе с захватчиками. Вот тюменские школьники в этом году побывали на раскопах под Ржевом (в рамках экспедиции «Калининский фронт»), и им точно не пришло бы в голову после всего увиденного оправдывать преступления нацизма.
