Удручает то, что повышенная активность вокруг Медведевской школы возникла только на завершающем этапе, когда уже необходимо было принимать окончательное решение. А ведь вопрос был поднят ещё в конце 2018 года, но тогда он почему-то никого не заинтересовал. Во время встречи единственное, что мы услышали, – это совет-требование съездить в д. Домашино и уговорить родителей обучать своих детей в Медведевской школе. При этом выступление директора В.М. Евсеева, которого можно назвать хранителем школы, было взвешенным, разумным, спокойным, и я благодарен ему за это мнение. А вот коллектив, с которым, возможно, специально поработали, занял неправильную позицию.
Возьмём хотя бы такой факт: начинается лето, оздоровительный сезон для детей, открываются летние лагеря. В школе есть начальник лагеря, воспитатель, но нет завхоза, который занимался бы решением хозяйственных вопросов, закупками и т.п. И вот коллектив, встав в позу, пошёл на саботаж, не пожелав участвовать в организации лагеря. А ведь традиционно у нас при школах могут отдыхать не только деревенские дети, но и ребята из городов, которые приезжают к бабушкам в деревню. Почему бы и нет – плата за пребывание в лагере небольшая, а дети всегда под присмотром, при этом наслаждаются пребыванием на природе.
Увы, школа в последнее время ни в чём не проявляла активности. Например, состоялся 5-й смотр песни и строя на Сишке – Медвевская школа отсутствует. То же самое было на фестивале ГТО. И в этом случае совершенно не понятно, на каком основании детей лишают участия в мероприятиях, которые для них интересны – прежде всего, своим соревновательным духом? Вот и получается, что вместо первичной социализации, которая так необходима детям и подросткам для плавного вхождения в современную действительность, вместо осваивания умений, знаний, навыков они оказываются в замкнутом пространстве, оторванном от окружающего мира. Ситуация невозможная и нетерпимая.
И это не единственная проблема, которая нас волновала. Перед нами и перед коллективом ввиду неизбежной трансформации встал вопрос о трудоустройстве кадров, и это при том, что в школе остаются начальные классы и дошкольная группа. Оказалось, что среди представителей педколлектива только четыре человека не вышли на пенсию по старости. Подчёркиваю, не по выслуге, а, как это записано в законодательстве, «по старости», то есть по достижении 55 лет (в основном работают женщины). Остальные уже могут пользоваться заслуженным отдыхом, но если у них есть желание и силы трудиться дальше, то по возможности мы пойдём им навстречу – в пределах имеющихся ставок. И очень может быть, что присоединение школы к более сильной во всех отношениях Есинской принесёт пользу, в том числе, и педагогам. Что же касается детей, то здесь выигрыш очевиден. Помимо качественного образования, ребята получат большой набор дополнительных услуг. Речь идёт о занятиях футболом, волейболом (возможно, в скором времени – баскетболом и настольным теннисом), в кружках хореографии, хорового пения и изобразительного искусства. Тем самым мы значительно расширяем для детей границы внешнего мира. Эту взаимосвязь, видимо, достаточно ясно осознали в двух других школах, которые тоже становятся филиалами: Звягинская – филиалом Чертолинской, Ореховская – Глебовской. Наверное, поэтому и встречи там прошли на позитивной ноте. В Звягине и Орехове также будут работать начальные школы и дошкольные группы, что вполне удобно именно для малышей. Перед детьми постарше во весь рост встаёт вопрос полноценного обучения и подготовки к сдаче государственных экзаменов в 9 и 11 классах. И как раз этот момент подчас заставляет родителей переводить детей в городские школы. А это потери не только финансирования сельских учебных заведений, но и утрата определённого настроя, менталитета школьников, которые отрываются от родной земли, и в дальнейшем уже мало шансов, что они вернутся сюда жить и работать.
В ходе прошедших встреч выяснились некоторые моменты – например, слабого взаимодействия Ленинской (д. Орехово) с Глебовской школой. Полагаю, что с присоединением Ленинская школа получит новый импульс для освоения новых методов работы, интеграции в социальное пространство. Повышение доступности и эффективности образования – это один из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития страны в XXI веке. И наша задача, безусловно, – сохранение школьной сети, но без потерь в качестве образования и воспитания.
Алексей МАКУРИН, заведующий отделом образования Ржевского района
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Длительная и ненужная эпопея вокруг Медведевской школы, похоже, подошла к своему логическому финалу. И, по нашему мнению, принято оптимальное решение – оставить дошколят и начальные классы на месте, остальных детей перевести в более крупные школы, где они смогут получать не только качественное образование, но и дополнительные услуги. В данной ситуации интересы детей соблюдены в максимальной степени, а педагогам, которые хотят работать и дальше, следует оценить и свой профессиональный уровень, и готовность работать над его повышением.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.