Но дабы быть услышанными, мы должны стать интересными: нам нужно научиться подходить к делу проповеди творчески. Наш пример в этом — Господь Иисус Христос, ведь даже Его недоброжелатели признавали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7:46).
ПОЛИТИКА — ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕННОЕ — Ранее Вы говорили, что Церковь, как и школа, должна быть вне всякой политики, поскольку политика нанесла и по-прежнему наносит немало ран Телу церковному. Изменили ли Вы своё мнение?
— Как архиерей я должен взаимодействовать с любыми людьми, которые являются чадами Церкви и приходят в Церковь, чтобы спасать свою бессмертную душу. Церковь призвана сотрудничать и быть открытой ко всем людям, которые стремятся работать во благо общества. Мир, благость, долготерпение — вот те плоды духа, которые должны присутствовать не только в Церкви, но и в нашем обществе.
— Но, согласитесь, церковная элита с очень давних времён была включена в светскую и живёт её интересами…
— Никто из нас, священнослужителей, не собирается быть членом той или иной политической партии, участвовать в её работе. А вот если представители партий желают участвовать в жизни Церкви, в реставрации тех же храмов, благотворительном служении, мы открыты к соработничеству.
— Владыка, сегодня очень многие люди считают, что Родина — это одно, а государство — это нечто прямо противоположное. Такое же отношение к Церкви и Богу. Что бы Вы могли на это сказать?
— Христос Церковь создал, а не человек придумал. Церковь — Богочеловеческий организм, который живёт по своим правилам: он слаб человеческими слабостями, но в то же время — силён силой Божией. Если бы Церковь была мирской организацией, она давно бы исчезла. Но — сменяются власть, партии, исторические периоды в жизни государства, а Православная Церковь — остаётся.
XX век продемонстрировал это красноречивее прочих периодов в нашей истории. Люди Русской Православной Церкви тогда имели такую веру, что действительно являлись отблеском Божественного света. Сейчас мы живём за счёт того кредита, который новомученики Церкви Русской нам оставили. Мы должны его оправдать и передать своим потомкам. А для этого нужна святая жизнь.
Я не хочу заниматься политикой, но буду взаимодействовать, общаться, дружить со всеми, кто разделяет это направление. Мы должны сеять вечное, а политика — явление временное и изменяемое. Наша главная тема — Евангелие, Христос. Священник — человек молитвы. Какими бы дарами он ни обладал, молитва — самое главное в его деятельности, поскольку она связует нас с Богом. Церковь — не социальный институт, а Царство Божие на земле, как бы красиво это ни звучало. И только молитвой это Царство Божие приходит в нашу жизнь.
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ДОБРОДЕЛАНИЕ — Поэтому, прежде всего — жизнь молитвенная, богослужебная, а уже потом — деятельная. Мне не очень нравятся часто употребляемые словосочетания — «социальная деятельность», «патриотическое воспитание», «молодёжная работа» и прочие. Для меня это просто доброделание, исходящее из евангельского сознания — по мере тех возможностей, которые будут появляться у Тверской епархии, благодаря помощи небезразличных людей.
— «Евангельское сознание»?..
— Например, недавно посетил монастырские приюты — при Богородицком Житенном и Оршином монастырях. Игуменьи же не говорят, что у них ведётся образовательная, социальная и прочая деятельность. Матушки просто жалеют людей, а сердце у них — милующее. Они помнят, что нет ничего выше в этом мире, чем человек, тем более человек отверженный, страдающий. И помогают ему подняться. Поэтому там живут и любовь, и мир, и долготерпение. И люди в монастырь тянутся, причём многие желают именно помогать. Так и должно быть в нашей Церкви.
Видел, с какой любовью матушка Елисавета (Евдокимова) смотрит на детей, воспитывающихся при монастыре. Монахини могли бы жить, не вникая в чужие проблемы и судьбы, но ведь они вникают! Конечно, некая структура должна быть, но во главе угла — наша вера и дела по вере. Иначе ничего у нас не получится.
ГОВОРИТЕ БОГУ О СВОИХ ДЕТЯХ! — Владыка, однажды вы цитировали Честертона, который считал, что «религиозное воспитание ребёнка начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испечённый пирог». Как бывший ректор духовных образовательных учреждений — в чём сегодня Вы видите совместную задачу школы и Церкви?
— Религиозное воспитание — это ведь не прямая проповедь о том, как правильно поступать, не изучение догм религии или обрядов. Скорее, это созерцание, самопознание, размышление о глобальной роли меня, конкретного человека, в этом невероятно гармоничном, осмысленном и прекрасном мире. В этом как раз и состоит совместная задача школы и Церкви.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.