Наш собеседник – выпускник Пушкинской школы г. Ржева, студент магистратуры МГИМО  (факультет  международных  экономических отношений, кафедра международных финансов) Михаил ЗАЙЦЕВ.


ПЕРВЫЙ В РЕЙТИНГЕ

– Михаил! Наверное, наш разговор стоит начать с поздравлений. Вы с отличием окончили бакалавриат факультета международных экономических отношений – одного из престижнейших в МГИМО, и поступили в магистратуру, причём на бюджет. Как вам это удалось?

– Да, было только 10 бюджетных мест, и на одно претендовали 20 человек. Набрал максимальное количество баллов (за каждое вступительное испытание и за индивидуальные достижения). Французский язык сдал на 100, экономику – на 98, плюс – баллы за красный диплом. Получилось 205 баллов…

– В результате вы – первый в рейтинге, а впереди – возможность получить докторскую степень. Если, конечно, захотите посвятить этому занятию ещё три года своей жизни…

– Мне интересно учиться! Кстати, свою роль в этом сыграла пандемия: в свободное время появилась возможность много читать, углубляя свои познания в тех областях экономики, которые мне наиболее интересны. Чем больше интереса – тем лучше результаты, а чем лучше результаты, тем ещё интереснее!

Оглядываясь назад, могу сказать: именно первый курс оказался самым сложным – мы спали не более 5 часов в сутки. В школе нам экономику не преподавали, и весь первый семестр думал: что я вообще здесь делаю?! Подходил к преподавателям, интересовался: как мне развить экономическое мышление? А спустя четыре года сам подготовил знакомую девочку к поступлению на бюджет. Многие меняют направление, поступая в магистратуру, и моя знакомая захотела с дипломатии перейти на экономику. Теперь она – третья в списках поступивших…

ЗА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ

– Дар преподавания вам передался по наследству от мамы, преподавателя мировой художественной культуры СОШ №1?

– Возможно. К слову, мои старшие сёстры тоже стали педагогами – продолжили семейную традицию. Мне нравится, когда студенты меня понимают, а потом хорошо сдают экзамен. Зачем объяснять на две страницы учебника, если можно сделать это в три действия? А когда есть результат, это ещё больше мотивирует.

– Миша, а вам не кажется, что в нынешней ситуации стоит подобрать ту модель образования, которая более удобна и отвечает запросам рынка, науки и экономики? В целом к Болонской системе образования как вы относитесь? Может быть, стоит вернуть повсеместное использование специалитета…

– Я – за Болонскую систему образования, она эффективна во всех смыслах. Студенты получают постепенную оценку своих знаний, которая складывается из работ, написанных в течение семестра, домашних заданий, аналитических справок и, в конечном итоге, ответов на экзаменах. В нашем вузе действует рейтинговая система, и в конце каждого семестра мы узнаём свой средний балл из 100 возможных.

Да, сейчас хотят от Болонской системы отказаться – связи с европейскими вузами разорваны, но, думаю, это больше политический, чем эффективный жест. Болонская система стимулирует связи между студентами европейских стран, сейчас этого не будет, поэтому я – против отказа от неё…

«НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА»

– Михаил, хочется спросить вас как дипломированного экономиста: 30 лет мы свято верили в то, что плановая экономика не может быть эффективной по определению, и только «невидимая рука рынка» способна всё расставить по своим местам. Но сегодня всё больше тех, кто задумывается, а так ли это…

– С «невидимой рукой рынка» Адама Смита (именно он, будучи сторонником невмешательства государства в экономику, придумал эту образную метафору), не всё так просто. Для «невидимой руки» нужны институты («правила игры»), верховенство права, политическая стабильность, а у нас нет соответствующих условий, поэтому это и не работает.

Я люблю изучать институциональную экономику и вижу чёткую корреляцию между рыночностью экономики и благосостоянием граждан, темпами экономического развития. Экономика не может быть не рыночной: даже Китай сегодня – это экономика очень даже рыночная! Есть такой показатель как «мёртвый убыток». Если не развит рынок, ежегодно страна будет терять несколько процентов ВВП – в результате монополизации экономики. Например, для США, одной из наиболее рыночных экономик мира, это 2-3 процента.

Рыночная экономика более эффективна: она работает в условиях встроенных стабилизаторов, когда предусматривается возможность выхода из кризиса. Только рыночная экономика имеет право на существование, но это – моё мнение. Кстати, я люблю спорить на эту тему…

– То есть, мы по-прежнему остаёмся в рыночной парадигме Запада?

– Судя по тому, как сейчас развивается экономика России, скорее всего, нет, мы от этого отходим. Но мне жаль – этот путь не ведёт к эффективности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.