Два года назад в России появилось новое движение «Навигаторы детства». Уже из названия становится понятно, что его главным субъектом является подрастающее поколение. Это неудивительно, поскольку сегодняшние дети завтра должны будут стать опорой страны. Об этом говорил и президент Владимир Путин. При этом он отметил недостатки в советской системе воспитания: «В советские времена так и было сделано: октябрята, пионеры, потом комсомол, потом КПСС. А государство-то развалилось! Вот вам и система, хотя, казалось бы, всё было выстроено жёстко. Но государство уберечь не смогли…». Всё меньше было творческих находок, порывов, всё больше бюрократизма и беззастенчивого цинизма. Президент сделал акцент именно на однообразии детского и юношеского движений, которое в итоге и привело к их недостаточной привлекательности.

Говорю это не понаслышке – сталкивалась с такими явлениями ещё в период учёбы в Ленинграде. Ну, ладно, это дела давние, но не хотелось бы повторения прошлых ошибок. Может быть, именно для того, чтобы не создавать жёстких схем, не загонять детей и юношество в железобетонные рамки, в нашей стране появились и работают различные движения: Российское движение школьников, Юнармия, «Движение Первых». А недавно было создано движение «Навигаторы детства». В 2021-м проект был опробован в нескольких регионах – фактически как пилотный. Уже на следующий год этот опыт распространили на всю страну. В Ржеве, как и везде, движение «навигаторов» появилось в 2022-м, и возглавила его координатор Олеся Жукова. С ней и состоялся у нас разговор, в котором приняла участие советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Полина Фёдорова, работающая в СОШ №12.


НА ПУТИ К ПРИЗВАНИЮ

– У движения очень интересное и нетривиальное название – «Навигаторы детства». Ведь навигатор на корабле – это человек, в обязанности которого входит вычисление пути судна и определение его положения. Но есть у этого слова и другое значение. Навигатор – устройство, программа для прокладки курса, маршрута. По-моему, в названии вашего движения объединились оба эти понятия. И вы, будучи сами вооружены нужными знаниями, являетесь теми людьми, которые помогают юным проложить верный курс, не заплутать в бушующем жизненном море, которое ожидает их за стенами школы. Такие у меня возникли ассоциации…

– Наверное, можно определить задачи нашего движения и так. Тем более что романтическое начало присуще практически каждому человеку в юном возрасте.

– Олеся Игоревна, расскажите немного о себе. Как вы стали координатором движения в Ржеве?

– Я родилась в Ржеве, окончила Торжокский педагогический колледж и Смоленскую академию физической культуры, спорта и туризма (теперь это государственный университет спорта). Работала в Тверском промышленно-экономическом колледже, в Центре образования Торжка, возглавляла волонтёрский отряд. Естественно, участвовала в проведении различных акций.

По семейным обстоятельствам в 2022 году переехала в Ржев, устроилась на работу в МАОУ СОШ №13. И уже здесь Никита Александрович Радчук, который меня знал ещё по Торжку, предложил стать координатором движения «Навигаторы детства». Я металась, думала, смогу ли я, справлюсь ли, хватит ли у меня сил, но потом решилась – всё-таки определённый опыт у меня уже был, а трудности, если они появятся, надо преодолевать. Вместе с Еленой Петровной Бояркиной мы являемся муниципальными координаторами движения. А Полина Артёмовна, один из советников директора, наверное, сама может рассказать, как она оказалась причастной в «Навигаторам детства».

– Пришла в школу №12 заместителем директора по воспитательной работе, – продолжила Полина Фёдорова. – Однажды мне предложили принять участие в конкурсе на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Такие конкурсы проходили в каждом учебном заведении Ржева. Кандидатуры должны были зарекомендовать себя активными педагогами, работа которыъ непосредственно связана с воспитанием детей.

Можно сказать, что отбор был достаточно серьёзным. Следовало заполнить анкету в электроном виде (её могли и завернуть), предоставить презентацию (об участии в проектах, наличии благодарностей и грамот). Позже состоялось тестирование: 56 вопросов по педагогике, психологии, социологии, юриспруденции, некоторым другим направлениям. На финише разбирали ситуации, с которыми может столкнуться советник директора, – то есть, практическое задание. Успешно прошла все этапы и оказалась среди «навигаторов».

ЗА РАМКАМИ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ

– А кто такой советник директора и чем именно он занимается?

– Это педагог, который постоянно самосовершенствуется, объединяет вокруг себя команды ребят, слышит детей, знает их интересы и не боится выходить за рамки простых решений, – подчеркнула Олеся Игоревна. – Это наставник – мудрый, добрый, уверенный в уникальности и таланте своих подопечных, открывающий двери к достижению целей. Это специалист, неравнодушный к проблемам детей, школы и семьи. И, наконец, это человек, горящий идеей сделать пространство школы более дружелюбным для ребёнка и педагога.

Эта работа очень непростая, она предполагает постоянное движение, постоянный поиск, хотя Росдетцентр и область оказывают нам необходимую методическую и иную помощь, но без творческого начала в советниках делать нечего. Мы уже провели немало мероприятий и различных акций. Например, недавно отметили 81-ю годовщину победы в Сталинградской битве. Каждое учебное заведение подготовило свою программу. Например, у Полины Артёмовны она прошла с использованием мультимедийных средств.

– В каждой школе должен быть создан центр детских инициатив. Это отдельное пространство, где есть компьютер, принтер, необходимая мебель, чтобы можно было воплощать в жизнь наши идеи, – дополнила Полина Артёмовна. – Советник выступает как друг и наставник детей. Ко мне ребята приходят с различными инициативами, иногда я им предлагаю что-то своё. Вместе обсуждаем, принимаем решения.

Мы создали в школе ученический совет, в который выбираем активных учащихся 5-11 классов. Но не все ребята активны в общественной жизни: одни более застенчивые, другие ещё не почувствовали вкус к общественной работе, но вовлекать надо всех. Каждому должно найтись дело по душе, ведь именно в общении друг с другом и со старшими наставниками идёт становление личности подростка. А поскольку главная цель движения – патриотическое воспитание, то именно в этом направлении и сосредоточены наши основные усилия. Советник – это командный игрок, он строит свою деятельность на основе сотрудничества со всем коллективом, обучающимися и родителями.

МЫ – ПАТРИОТЫ!

– Какие направления развивают «Навигаторы детства»?

– Патриотическое воспитание – наша главная цель. Мы принимаем участие в различных муниципальных мероприятиях. Для того, чтобы оно было более ярким и запоминающимся, стараемся объединить советников, да они и сами охотно общаются между собой. В арсенале советников директоров немало воспитательных практик – таких, как «Дни единых действий». Эта практика уникальна тем, что в её основе – календарь памятных дат и событий, утверждённый Министерством просвещения РФ. Причём не только всероссийского уровня, но и международной значимости.

Концепция мероприятий разрабатывается в различных форматах: акции, уроки мужества, викторины, квесты, интерактивные игры, линейки, мастер-классы и многие другие. В итоге привычные календарные даты становятся понятными для школьников, а участие в акциях позволяет детям проявить свои творческие и организаторские способности, – сообщила Олеся Игоревна.

– Стараемся поощрять активных ребят, это для них очень важно – чтобы замечали и отмечали их усилия, активность, инициативы. С активистами съездили на КВН, на всем известную выставку «Россия» на ВДНХ. Но особое внимание уделяем детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Стараемся заинтересовать и вовлечь таких подростков в деятельность общественной организации, сформировать у них навыки коллективной работы. Работаем и с родителями, поскольку без их понимания и движения навстречу выправить тяжёлую для детей ситуацию бывает трудно, если не сказать больше – невозможно.

– В нашей школе мы работаем по нескольким направлениям: юнармейский отряд, волонтёрский отряд «Союз 12», тесно взаимодействуем с Ржевской епархией – делаем окопные свечи, пишем письма солдатам на фронт, – продолжила Полина Артёмовна. – Появилось и развивается новое направление «Орлята России». Это программа развития социальной активности обучающихся начальных классов. Она направлена на формирование социально значимых ценностей подрастающего поколения – таких, как Родина, команда, семья, здоровье, природа, познание. Совместно с педагогами ребята будут достигать звания «Орлёнок» в 7 треках: «Орлёнок-лидер», «Орлёнок – хранитель исторической памяти», «Орлёнок-мастер», «Орлёнок-эрудит», «Орлёнок-спортсмен», «Орлёнок-доброволец», «Орлёнок-эколог».

Самые активные участники программы примут участие в тематических сменах во Всероссийских детских центрах «Орлёнок» и «Океан». Хотелось бы увидеть и наших детей среди самых активных. Но уже сейчас они могут отправиться (и уже ездили) в лагерь «Орион» в Торжке и в лагерь в Анапе.

В ПОМОЩЬ СЕМЬЕ

– Наверняка у вас немало планов на ближайшее время?

– Как известно, 2024-й президент объявил Годом семьи. И 21 февраля мы с двумя советниками поедем в Тверь на сессию, которую можно назвать стратегической, поскольку на ней будет определяться спектр мероприятий на предстоящий Год семьи. Семья создаёт человека и поддерживает его стремление к развитию – если, конечно, её членов объединяют традиционные ценности: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших. Особое значение она имеет в жизни ребёнка, его становлении и воспитании. В семье формируются все качества личности, поэтому её роль трудно переоценить. Ну, а мы со своей стороны будем всячески помогать семьям в воспитании детей.

– Впереди у нас много событий, акций и мероприятий. Нам помогают в разработке концепции мероприятий специалисты из области и Росдетцентра. Будем заниматься созданием условий для поддержки детских и молодёжных инициатив через проекты и программы общественных организаций. Можно сказать, что мы сейчас продвигаем новую философию воспитания наших юных граждан, которая, очень хочется в это верить, непременно даст свои хорошие плоды и поможет раскрыть потенциал каждого школьника!

Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото из личного архива.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.