Какие объекты являются туристической ценностью Ржева, можно ли их представлять как туристический продукт, и как запустить на рынок? Об этом некоторое время тому назад мы беседовали с Натальей Драновой, секретарём Общественного совета по туризму при администрации Ржева, прогуливаясь по городу и погружаясь в его древнюю историю. На сей раз, по окончании летнего туристического сезона, мы с Натальей Георгиевной подводим некоторые предварительные итоги этой большой и важной работы…


БРЕНД – НА ЛЮБОЙ ВКУС

– Наталья Георгиевна! В чём заключается историческое обаяние Ржева? Удалось ли городу сохранить свою душу?

– Душа есть у каждого города. А у провинциального городка она всегда уникальна. Война до неузнаваемости изменила исторический и архитектурный облик Ржева, но остались неизменными необыкновенный ландшафт, рельеф волжских берегов, чудом сохранившиеся старые деревянные дома…

В городе постепенно приводят в порядок наследие XIX века – епархиальное училище, особняки представителей купеческого сословия – Сафронова и Яблоковой, благоустраивают действующие храмы. В сочетании с современными домами создаётся неповторимая картина современного Ржева – древнего города с молодой душой.

– Можно ли утверждать, что эффективное брендирование территории уже состоялось?

– Окончательно брендирование пока, увы, не состоялось. Ржев имеет свой собственный неповторимый образ – какой-то единой идентичности у него нет. У абсолютного большинства наших гостей сложилось представление о том, что Ржев – это, прежде всего, горькая, страшная правда о Великой Отечественной войне. Поэтому туристы зачастую искренне удивляются, когда узнают, что наш город – это ещё и «голубиное сердце России», и родина уникального пряника, а в прошлом – один из центров старообрядчества. Такая многогранность позволяет иметь несколько эффективных брендов – что называется, на любой вкус, и это существенно расширяет инвестиционные возможности.

ОЧЕВИДНОСТЬ ПЕРЕМЕН

– Помнится, года три назад Ржев посетил на тот момент министр туризма Тверской области Иван Егоров, отметивший на встрече с членами Общественного совета, что необходима скоординированная работа власти, общественности и бизнеса по реализации туристического потенциала города. «За 3-5 лет нам необходимо этот продукт «упаковать», доработать и представить рынку», – заявил тогда руководитель областного министерства. По крайней мере, три года миновали, и что, на ваш взгляд, изменилось с тех пор?

– За последние три года многократно вырос поток туристов в Ржев. Возможности существующей инфраструктуры – гостиницы, кафе, рестораны, торговые предприятия, развлекательный центр «Октябрь» – используются по максимуму, особенно летом. Стабильно работает Информационный туристический центр, оказывая услуги по туристической навигации. Ржев для туристов стал более комфортным. Основной туристический поток проходит по центральным улицам города, которые находятся в нормативном состоянии или приближенном к нормативному. Это заслуга, в первую очередь, власти и бизнеса.

– Но один из главных факторов туристической привлекательности – качество жизни в городской среде. Как, на ваш взгляд, меняется среда в последнее время?

– Позитивные перемены в городе очевидны. Для туристов важны такие элементы городской среды, как, например, зелёные насаждения. В последнее время в Ржеве идут активные работы по приведению их в порядок: убирают старые, отжившие свой век растения, сажают новые деревья и кустарники. Хотя есть непонимание этого процесса у некоторых ржевитян, но ведь нет нормы, определяющей степень озеленения.

У туристов формируется свой образ города, исходя из достопримечательностей, чистоты и порядка на улицах, гостиничного уюта и комфорта, вкусного обеда и доброжелательности горожан. Туроператоры, которые посещают Ржев, отмечают стремление к аккуратности в оформлении зелёных зон, удобство и безопасность проезда, качество обслуживания во многих (не всех) кафе. Туристы видят город таким, каким его показывают экскурсоводы, а мы, жители города, в повседневной жизни сталкиваемся с другими характеристиками городской среды, поэтому в данном вопросе есть и всегда будут разногласия.

– Прежде много говорили о концепции развития нашей территории. Удалось ли её выработать?

– Это живой и многогранный процесс, и то, что ещё вчера было хорошо, сегодня, как оказывается, можно сделать ещё лучше. У власти в целом есть видение перспектив развития, но их реализация будет зависеть от многих факторов – в частности, от экономических и социальных условий.

ОТ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДО КАПРИЗОВ

– Наталья Георгиевна, вы стояли у истоков развития ржевского туризма, который начинался с некоммерческой деятельности: увлечённые граждане проводили свои экскурсии, к ним приходила масса слушателей, те или иные места становились популярными, а потом туроператоры включали их в свои маршруты. Ржев сейчас привлекает федеральных туроператоров только благодаря мемориалу Советскому солдату?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.