Президиум Совета Пролеткульта, особенно ценя в тов. Зархи умение подойти к рабочим, жить с ними одной жизнью, считал бы необходимым в интересах рабочей культуры, чтобы опыт и умение тов. Зархи были бы использованы в центральных Пролеткультовских учреждениях, чем и самому тов. Зархи была бы дана возможность углубить и расширить свою подготовку в Пролеткультовской театральной работе, обещающей ценные и плодотворные результаты».

Документ был подписан комиссией из трёх человек, в числе которых значится Борис Абрамов (1893 г.р.). Борис Иванович получил в Московском университете историко-филологическое образование и приложение своим силам нашёл в Ржеве – работал по «культурно-просветительной части». Заведовал уездным отделом народного образования, был журналистом и редактором Ржевской организации Пролеткульта, читал лекции по русской истории в Ржевском народном университете, позже входил в состав редколлегии «Красная коммуна» (предшественницы «РП»), преподавал на педагогических курсах, заведовал Ржевским краеведческим музеем.

ИЗ РОДА ГУРЕВИЧЕЙ

Мать Натана – Софья Иосифовна Зархин/Гуревич служила вольнопрактикующим по городу Ржеву дантистом, работала зубным врачом в Ржевском епархиальном училище и на писчебумажной фабрике. Именно из фамилии матери и был образован псевдоним будущего известного мастера российского кино и сцены Натана Зархи.

Интересный исторический факт обнаружился в газете «Ржевская правда» за 1965 год. В одной из публикаций идёт речь о том, что «Софья Иосифовна была стойким большевиком. В 1923 году по заданию партии она выезжала в США для того, чтобы требовать наследство, оставшееся после смерти бывшего мужа. Полученное в Америке наследство в сумме 95 тысяч долларов с согласия дочери передала советскому правительству на восстановление народного хозяйства». Прошу читателя обратить внимание на сумму – речь идёт о безвозмездной передаче государству более 223 миллиардов (!) советских рублей.

Фамилия Гуревич даже сегодня хорошо известна в нашем городе. Напомним только одно имя – Почётного гражданина г. Ржева Якова Иосифовича Гуревича (1918-1983), который более двух десятилетий возглавлял детскую музыкальную школу и стал инициатором открытия в Ржеве музыкального училища. Он был «событийным человеком» и проводником лучших традиций культуры. От него исходили мощная энергетика, множество благородных идей и проектов, составивших славу миру искусства нашего города.

Довоенная же судьба ржевских Гуревичей была непростой и драматичной. Так, из архивных источников г. Твери (ГАТО) известно, что семья подвергалась гонениям. В 1920-х – первой половине 1930-х годов представители этой фамилии были объявлены «лишенцами» по г. Ржеву Тверской губернии. Лишение политических прав гражданина накладывало отпечаток на жизнь и карьеру: «лишенцы» не получали паспортов, карточек на продукты, даже минимальное пенсионное обеспечение и медобслуживание; их выселяли из жилищ и не принимали на работу.

В ржевском списке «лишенцев» вошли 1234 человека. И среди них – Гуревичи: Иосель Ицкович, Иосиф Исаакович и Софья Абрамовна. Как они сумели выжить – Бог весть. А ведь потом, спустя два десятка лет, именно их дети встанут на защиту своей страны, а затем будут её поднимать из руин…

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

С 1923 года Натан Зархи успешно работал в Москве. Всего за 12 лет он создал 15 киносценариев и 3 пьесы, отдельные из которых ставят и сегодня. Кроме того, Натан Абрамович вёл большую педагогическую работу в столичном театральном институте, стал автором исследовательской работы «Кинодраматургия», книги «Как мы работаем над киносценарием» и ряда других.

В 1932-м Зархи написал пьесу «Улица радости», где он изобразил жизнь американских бедняков, с глубоким лиризмом раскрывая тему пролетарской солидарности и в то же время обличая мещанские нравы английской буржуазии. «Улица радости» стала одной из самых популярных советских пьес начала 30-х годов ХХ века и с успехом шла во многих театрах страны.

На протяжении всей своей недолгой творческой жизни Натан Абрамович сотрудничал с кинорежиссером Всеволодом Пудовкиным (1893-1953) и композитором Тихоном Хренниковым (1913-2007), впоследствии ставшим секретарём Союза композиторов СССР. По сценариям Натана Зархи В.И. Пудовкиным поставил фильмы «Мать» (экранизация романа М. Горького, 1925), «Конец Санкт-Петербурга» (1926) и др.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

… Летом 1935-го Зархи и Пудовкин, находясь в доме отдыха в подмосковном Абрамцеве, писали сценарий к новому фильму «Победа». Обоим часто приходилось ездить в Москву для решения неотложных дел, в том числе, по новому проекту. В тот день, 15 июля, они возвращались из Госкино, где утверждался их сценарий. При возвращении из города на Ярославском шоссе произошла авария. В машине находились трое – Пудовкин, Зархи и водитель. Пострадал один Натан Абрамович. Через два дня, 17 июля 1935 года, он скончался. Он и его супруга Евгения Яковлевна (1900-1969) покоятся на Новодевичьем кладбище Москвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.