ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЯМ КИНО?
– Удаётся? Учителя по-прежнему смотрят фильмы, которые вы им советуете, читают книги по вашей рекомендации?
– В приказном порядке так уже не поступаю, но многие учителя этот подход практикуют. Только сегодня прислали SMS – какой фильм в очередной раз стоит посмотреть.
– Интересно: что же именно порекомендовали?
– Буквально перед нашим «круглым столом» состоялось совещание с директорами школ по некоторым техническими вопросами, где я рассказал о фильме «Звёздочки на земле». Это индийское кино, идёт 2 часа 35 минут. Первый час двадцать пять минут задумываешься: а надо ли дальше смотреть – может быть, лучше бросить? Но если потерпеть, через час тридцать минут перестаёшь задавать себе этот вопрос. А через два часа наступает катарсис. И любой учитель точно про какого-нибудь ребёнка из своей практики вспомнит!
Меня иногда упрекают, что рекомендую фильмы иностранные. Как-то задался вопросом: какой бы отечественный фильм предложить, чтобы в нём был показан образ настоящего сельского учителя? Замечали: когда мы задаем вопрос – приходит ответ? Искусство жить – это искусство задавать вопросы. Буквально в течение недели нашёлся ответ – сериал «Сельский учитель», 8 серий мы посмотрели с огромным удовольствием. Давно у меня есть желание выстроить систему воспитательной работы с помощью хорошего кино.
– Кстати, подобную идею некогда высказывали в Министерстве образования РФ – 100 лучших фильмов, которые необходимо увидеть. Помните?
– Да, и у нас начался Год кино. Для чего нужны фильмы? Когда человек смотрит хорошее кино, он беседует с самим собой, у него появляется возможность лучше понять самого себя. И книги для этого нужны. Человек, который перестал читать, перестаёт думать. Раньше ребёнку взрослые не случайно читали вслух: малыш слушал, придумывая образ, у него развивалось творческое мышление. Сегодня у наших детей в большей степени развивается «клиповое мышление». В тех же мультфильмах детям предлагают уже готовый образ. Да и взрослым сегодня проще ребёнка перед телевизором усадить. Но что ему образно «закачают» в подсознание? Кстати, дома у многих несколько телевизоров, один из них обязательно на кухне – для фона. Хотел бы предостеречь: фоновое восприятие опасно! Когда сознание отключено, а зрительные анализаторы не работают, вся информация напрямую откладывается в подсознание, без критической фильтрации.
Что касается качественного художественного кино, оно развивает эмоциональный интеллект, фильмы можно привязывать к событиям и фактам. Сейчас в программе на просмотр у меня стоит фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Думаю рекомендовать его школам. Можно долго объяснять детям, что такое фашизм, а можно – посмотреть кино. И это будет более мощная прививка: ребёнок, посмотревший фильм, уже никогда свастику не нарисует. Когда мы учились в школе, нас воспитывали с помощью кино. Почему же сегодня мы стесняемся использовать то хорошее, что было в советское время? А хорошего тогда было много…
О ПРОШЛОМ, БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ
– Да, в отличие от дня сегодняшнего. Как это можно объяснить?
– Недавно слушал интервью одного военного. «Не могу понять современных офицеров, – говорит. – Раньше у военных был девиз: «За веру, царя и Отечество». Да, царя нет, но вера-то куда делась? И Отечество ведь осталось…».
– В современной трактовке это может звучать так: «За веру, Путина и Отечество».
– Если о Путине заговорили, давайте вспомним: когда он в 2000 году стал президентом, в каком состоянии находилась страна? И в каком – пребывает сегодня? Есть недостатки, согласен. Но сравните сегодняшний день хотя бы с ситуацией пятилетней давности. Даже у нас в районе – это две большие разницы. Но возрождение государственности должно сопрягаться с возрождением духовно-нравственным. Некоторые идут в церковь не потому, что веруют, это для них как мода.
– Церковь – тело Христово, а мы – его члены.
– Самый главный храм для нас – храм нашей души, наше тело. Может, начнём с того, что своё тело, свой личный «храм» приведём в порядок? Ленимся каждый день со своим храмом работать: это сложнее, чем просто прийти на службу.
42 КИЛОМЕТРА 195 МЕТРОВ
– У меня был весьма непростой период в жизни. В своё время подшучивал над этими вещами, но перевалило за 40 – и вдруг стал метеочувствительным. Даже мысль закралась, что после 40 лет проблемы со здоровьем неизбежны. Но в 2011 году мне попалась книга, в которой шла речь о человеке, который в солидном возрасте задумал пробежать марафон. И пробежал. Надо сказать, это была моя давняя юношеская мечта. Начал тренироваться, и месяца через три… забыл о метеочувствительности.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.