В одну из поездок в Москву в театральном музее им. А.А. Бахрушина я обнаружила уникальные документы,  которые  на  сегодня сохранились в единственном экземпляре. Речь идёт об афишах ржевского театра, свидетельствующих о том, что храм Мельпомены в Ржеве действовал с 1900-го и вплоть до начала Великой Отечественной войны. Строгая сотрудница архивного отдела, внимательно изучив мои документы – удостоверение кандидата педагогических наук, разрешение на научную работу и пропуск, из самого дальнего угла архива вынесла большие и тяжёлые папки. Выдавая их мне, она с укором заметила: «Что же у вас в Ржеве так неаккуратно работают? Такой театр, такие традиции, а последняя афиша театра датируется 1940 годом! Непорядок это. Вы уж передайте мою просьбу руководству города – не следует забывать про театр!..». С горьким чувством я рассказала ей об обстоятельствах, которые привели к тому, что Ржев лишился собственного театра, пообещав хоть что-нибудь сделать для восстановления его истории. Тем более что, благодаря столичному театральному архиву, мне удалось узнать немало нового о деятельности Ржевского драматического театра в его последние пять сезонов – в 1935-1940 годах.


ИЗ ИСТОРИИ РЖЕВСКОГО ТЕАТРА

Само здание бывшего театра Павла Семёновича Немирова (1857-1942) располагалось в самом центре города, в специально оборудованном помещении, общая вместимость которого составляла более 400 зрителей. Здесь были оборудованы большая и удобная сцена, гримёрные, помещения для оформительских и вспомогательных работ, фойе, зрительный зал, состоящий из партера на 150 зрителей, 16 лож, галереи и райка.

В 1918-м театр был национализирован и переименован в клуб «Коммуна», а в 1920-м получил название «Ржевский гостеатр», затем – Ржевский гордрамтеатр. Во время Великой Отечественной войны актёрская труппа эвакуировалась в Кимры; впоследствии само здание театра было уничтожено бомбёжками. После окончания войны административно-хозяйственный и художественно-творческий состав в Ржев так и не вернулся.

А сейчас обратим внимание на довоенный период. В 1937-м решением президиума городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов из городского бюджета театру было выделено 135 тысяч рублей на проведение реконструкции. И в следующем году его практически заново обустроили.

В период 1935-1940 г.г. в штат Ржевского драматического театра входили: директор, художественный руководитель, главный администратор и режиссёр-постановщик. В течение пяти лет управляющие театром постоянно менялись – скорее всего, это было связано с контрактной формой их работы.

Спектакли в театре шли почти каждый день – за исключением выходного (понедельника). В постоянном репертуаре – около 40 (!) постановок, также проводились вечера памяти и встречи с писателями и поэтами, где читали стихи и прозу, ставили небольшие отрывки из литературных произведений. Практиковались и выездные спектакли, когда артисты выступали прямо на предприятиях и в рабочих клубах. В частности, на «закрытые» и «заказные» спектакли средства выделяли сами предприятия и их профкомы.

«ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»

Последние пять сезонов главным режиссёром Ржевского драмтеатра являлся Фёдор Кузьмич Комлюхин (1907-1989), который поставил целый ряд спектаклей. Среди них – «Платон Кречет», пьеса А. Корнейчука в трёх актах, поставленная в Ржеве в 1935 году, за которую режиссёр получил премию. В декабре 1936-го состоялась премьера пьесы «Люди в белых халатах», а затем – комедии А. Арбузова «Дальняя дорога». В 1937-1938 годах зрители увидели постановку комедий А. Островского «Последняя жертва» и «Не было ни гроша – да вдруг алтын». Кстати, музыкальное оформление спектакля обеспечивал Виктор Павлович Белянинов, который работал музыкантом в клубе железнодорожников.

В сентябре 1938 года ржевитянам была представлена пьеса К. Тренёва «Любовь Яровая». Это был совместный проект Ф.К. Комлюхина и Е.В. Гурьева, который до Ржева работал в Малом театре, театре Моссовета и Ставропольском краевом театре. Помимо прочего, в феврале 1939-го Евгений Васильевич поставил в Ржеве ещё и комедию «Битва дам». Тогда же зрители увидели на ржевской сцене пьесу по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (постановка, аналогичная представленной в Московском ТРАМе, ныне театре Ленком). В спектакле участвовала вся труппа и вспомогательный состав театра, участники ржевских самодеятельных коллективов. Также в 1939-м на суд зрители вынесли пьесу «Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литовского, также поставленную на сцене знаменитого Ленкома.

Дипломным спектаклем выпускника ГИТИСа Фёдора Комлюхина на сцене Ржевского городского драмтеатра стала пьеса М. Горького «Мещане», вошедшая в постоянный репертуар театра. Заглавную роль в постановке сыграл М.Н. Михайлов. Кроме того, в спектакле были задействованы артисты Н.М. Григорьев; Бейнар; В.Т. Попов; Л.Ф. Доброхотова; М.П. Георгиевский; С.В. Новский; В.А. Чистова.

Хочется особо отметить, что мы представили перечень только тех спектаклей, афиши которых сохранились в архивах театрального музея им. А.А. Бахрушина. Даже этот список – весьма внушительный, подтверждающий масштаб личности Фёдора Комлюхина. Кстати, ещё будучи студентом ГИТИСа, он являлся режиссёром-лаборантом, стажёром, ассистентом режиссёра ведущих столичных театров – Малого театра и театра Красной Армии, впоследствии был назначен руководителем Дома Красной Армии и гордрамтеатра в Ржеве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.