№36 12 сентября 2013 года

Воспоминания О.А.кондратьева о художнике Б.А.Диодорове.

В конце 90-х годов прошлого столетия задумало руководство Ржевского выставочного зала устроить персональную выставку заслуженного художника России Бориса Аркадьевича Диодорова. Это желание объяснялось тем, что дача Диодоровых находится километрах в сорока от Ржева, в деревне Мозгово Зубцовского района. А посему решили мы вместе с Еленой Михеевой, на тот момент заведующей Выставочным залом, побывать у Диодоровых ещё до выставки, чтобы познакомиться, да и публикацию для газеты подготовить.

Владимир Петрович Заманский

Как и положено, сели в редакционный уазик, и отправились в путь. Доехали до деревни, нашли нужный дом. Стучим, а внутри, похоже, никого и нет. Вот неудача! Придется, видимо, ещё раз приезжать. Вдруг видим – откуда-то появился невысокого роста старик с седой бородой. Ну, бородой-то нас не напугаешь – сами все бородатые! Я его не узнал, спрашиваю: «Здесь ли Диодоровы живут?». А Владислав Иванович, наш фотокор, толкает меня в плечо и шепчет: «Это же Заманский, Владимир Петрович!». Тут и я к стыду своему признал одного из своих любимых киноартистов. Но борода действительно здорово изменила облик Заманского.

Владимир Петрович, особенно не задумываясь, тут же пригласил нас в дом, вскипятил воду для чая, сделал бутерброды, а затем начал разговор. Оказалось, что Диодоровы – его давние закадычные друзья, и он частенько бывает у них в Мозгове в гостях. Сейчас они в городе, но скоро должны вернуться.

Затем разговор переключился на кино, на его участие в съемках. Заманский, несмотря на то, что это была «его» тема, как раз о кинофильмах говорил неохотно (позднее это нашло объяснение: оказалось, что после воцерковления он разуверился в актёрской профессии). Поскольку я как раз недавно пересмотрел фильм «Проверка на дорогах», всё выпытывал у артиста, как проходили съёмки, каковы методы работы Алексея Германа, спрашивал о Ролане Быкове и Александре Солоницыне. Владимир Петрович отвечал очень сдержано, про режиссёра картины упомянул вскользь – мол, с ним очень нелегко работалось.

На этом наша беседа с Заманским и завершились, поскольку прибыли Диодоровы, и разговор перешёл в другое русло – о подготовке к выставке. Всё оговорили, всё расспросили, а потом было решено сфотографироваться на память.

А теперь несколько слов о Владимире Петровиче Заманском. Он родился в 1926 году (хотя по документам – в 1928-м), воевал, горел в танке, попал в плен, был судим – что называется, прошёл все круги ада. Затем принял решение стать актером.

Вот как описывает в своих воспоминаниях К.С. Диодорова (Филиппова) диалог ректора школы-студии МХАТ В.З. Радомысленского и абитуриента В.П. Заманского, состоявшийся в 1953 году:

– Ой, ты сидел в тюрьме?

– Да.

– Ну, ты отсидел? Тебя выпустили?

– Да.

– Ну и не пиши. Ой, ты 1926 года рождения, я не могу тебя принять, напиши – 1928 года…

Теперь этот абитуриент, человек со сложной судьбой – фронтовик, арестант, артист, светлейший, добрейший – Народный артист России Заманский Владимир Петрович».

Судьба постаралась – это была не последняя наша встреча. Владимир Петрович приезжал в редакцию «Ржевской правды», дал нашей газете большое интервью, в котором развёрнуто обосновывал свое обращение к Богу. Мы с ним немало беседовали – в основном сходились в оценках политической обстановки в стране. Я подарил ему подшивку журнала «Тверская провинция», подборку журнала «Тверская старина». Он читал «Ржевскую правду», и однажды обнаружил в моей статье о приезде Сталина в Ржев ссылку на рассказ Юлиана Семёнова. И тут Владимир Петрович, что называется, «завелся». Он стал меня убеждать, что Ю. Семенов – не самый хороший человек, что он его отлично знает, так как росли они в одном дворе. Я пытался ему объяснить, что никак не оценивал личность Семёнова, что это только ссылка на публикацию. Но артист был непреклонен: «плохой он человек» – и всё тут.

Потом я получил от В.П. Заманского письмо с предложением публиковаться в одной из центральных газет. Он хорошо знаком с редактором, и тот сам предложил напечатать несколько очерков из провинции. Но я в то время был слишком занят, так что эта идея не реализовалась.

А на память мне осталась фотография Владимира Петровича, сделанная В.И. Голубевым, с трогательной надписью.

Борис Аркадьевич Диодоров

Он родился 21 ноября 1934 года в Москве. Отец его тоже был художником и даже автором то ли медали, то ли ордена Ушакова. Борис Аркадьевич – заслуженный и народный художник России, президент Российского фонда Х.К. Андерсена, преподаватель полиграфической академии, лауреат множества международных и отечественных премий. Вообще, его главное занятие – иллюстрация книг. Трудяга из трудяг, талантливый Мастер иллюстрировал более трёх сотен книг зарубежных и русских авторов – всё перечислить невозможно. Человек добрейший, редкого понимания людей, спокойный, выдержанный, он – образец русского интеллигента. А работает он во многих жанрах, но основной для художника – цветная гравюра.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.