Епископ Ржевский и Торопецкий Силуан встретился с молодёжью Ржева.
В минувшем ноябре руководитель молодёжного клуба «Сверстник» при Центральной библиотеке им. А.Н. Островского Алла Дмитриева пригласила к диалогу с владыкой школьников и студентов, побудив молодых людей к размышлениям о том, что же действительно ценно в этой жизни. Речь шла о традиционных, вечных ценностях.
Порой в обществе складывается странная ситуация: мы как бы стесняемся своей веры, боимся вынести её в общественное пространство. Стесняемся открыто говорить о христианских ценностях – как о данности и неоспоримой истине. Но чего мы боимся? Считаем: «Надо бы с нейтральной позиции…». Но ещё русский философ Иван Ильин предупреждал: «Не говорить злу ни «да», ни «нет» – значит, сказать ему «да».
«ГОРОД УЮТНЫЙ»
В начале разговора участники встречи поинтересовались, какое впечатление произвёл на епископа Силуана Ржев.
– Существуют разные характеристики городов – прекрасный, замечательный, красивый, – заметил владыка. – В Ржеве я живу около трёх месяцев, и это небольшой срок, но, на мой взгляд, одна из его явных характеристик – город уютный. Думаю, Ржев может стать замечательно красивым, если его правильно облагородить, придать ему внутреннее наполнение. Ведь сегодня нет ни одного человека, который не слышал бы о Ржеве, городе воинской славы России. Но когда говорю, что я – епископ Ржевский, некоторые с недоумением спрашивают: в каком регионе страны находится Ржев?
Заметил: среди ржевитян немало людей, в которых ещё не угасло стремление к духовной жизни. Как монах я 15 лет посвятил тверской «глубинке» и могу сказать, что здесь сохранилось благожелательное отношение к священству…
ВОЗВРАЩЕНИЕ
– Владыка, что связывает вас с Тверской областью?
– Тверская область – родина моей бабушки. Но я вряд ли когда-нибудь приехал из Санкт-Петербурга в Красный Холм, если бы Господь не привёл меня сюда ради восстановления Краснохолмского Николаевского Антониева монастырь XV века. Вообще, в истории нашего Отечества не было ничего более значительного, чем русские православные храмы XV-XVII веков. Это иллюзия, что современные архитекторы, художники и строители могут создать нечто более необычное и значимое. И сейчас в русской глубинке стоит удивительный, хотя и руинированный Николаевский храм Краснохолмского монастыря с фресками XVII века. Храм, входя в который, русский человек чувствовал, что он уже почти на пороге Царствия Небесного…
К глубокому сожалению, храм был разрушен в 20-30 годы XX века – как и почти весь уникальный архитектурный ансамбль монастыря. Тогда ненависть к христианству разлилась так широко, что сами местные жители участвовали в разрушении своих святынь. Мне очень хотелось восстановить монастырь в Красном Холме, но сейчас Господь привёл меня на ржевскую землю – уже в качестве епископа Ржевского и Торопецкого.
МАТ И КОД
– Владыка, Ваша задача как епископа?
– Ещё апостол Павел писал: для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайне мере некоторых. Например, на нашей встрече моя задача – сделать так, чтобы ваша душа запомнила некоторые важные моменты, которые мы сейчас проговариваем. Обратите внимание: мир находится в состоянии, когда самые сакральные, священные, самые важные для всех нас понятия пытаются облить грязью.
Люди, не задумываясь, проклинают свою жизнь, своё прошлое, настоящее, будущее! Ведь мат – это проклятье, направленное на самого себя! Матерные слова несут мощную отрицательную духовную силу. Это инфернальная, адская лексика. И самое горькое – нет понимания, насколько мат убивает жизнь общества. Человек, который разговаривает матом, призывает отвратительную бесовскую силу в свою жизнь.
Ещё лет 30 назад такого не было: матом ругались, но, по крайней мере, не разговаривали на нём. Сегодня не только мужчины, но и женщины, даже дети употребляют слова-проклятия. Опыт Церкви свидетельствует: никакой Божией помощи матерящийся человек не получит. Например, Господь сохранит пьяного в ситуациях, где обычный человек может легко погибнуть, но с матом – всё иначе! Матерящийся человек находится в здравом уме и трезвой памяти, но проклинает свою мать, называя её страшными словами… Как Бог может такому помочь?
Конечно, в юном возрасте внутренние наклонности во многом уже сформированы, а духовная жизнь строится по тем образцам, которые вы видели в своей семье. Напомню: мы начинаем чувствовать духовные ценности, когда ещё не родились. Ведь, находясь в утробе матери, ребёнок всё слышит, понимает, переживает вместе с мамой. Сегодня учёные говорят, что на 70% личность ребёнка формируется до трёх лет. Причём ему важны именно отношения: малыш на подсознательном уровне считывает, как родители друг к другу относятся.
И, конечно же, в нашей истории зашифрован культурный код, который мы получили очень давно, ещё во времена Крещения Руси. Знаете, православие – это удивительное счастье, которое человек получает даром! К этому счастью стремятся немногие, но христианские коды веками сохраняются в душе нашего народа. Удивительным образом вера в Бога проявилась в советских фильмах 70-80-х годов XX века. В СССР снимали кино удивительно христианское – по своему внутреннему содержанию, причём фильмы эти очень интересны ещё и по своей драматургии.
САМ СЕБЕ РЕЖИССЁР
– Владыка, вы сами снимаете фильмы. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее…
– Как продюсер в Петербурге снимал фильм, посвящённый истории Александро-Невской лавры. Написал сценарий, пригласил режиссёра. Но когда начались съёмки, какие-то моменты мне не нравились, приходилось переделывать. Тогда подумал: а не попробовать ли снимать самому? Режиссёрский путь оказался непрост, но интересен.
К слову, мне давно хотелось создать киношколу или хотя бы кинокурсы для детей. Возможно, в Ржеве удастся это сделать. У кино есть удивительное свойство – съёмочная группа чувствует себя единым целым…
– Что Вы думаете о современном кино?
– К сожалению, то, что мы сейчас смотрим, – в основном, подделка. В фильмах видны скрытые дефекты – например, человеческих отношений. Но, смотря на эту подделку, молодые люди начинают так же общаться, думать, чувствовать. Иллюзорные установки незаметно становятся частью реальной жизни.
Знаете, у меня есть короткометражный, буквально на 10 минут, игровой фильм «Беседа». Но только соответствующую настроению фильма локацию для съёмок искал полтора года. Пригласил профессиональных актёров, над фильмом работали профессиональные декораторы, художники, операторы.
Это история о том, как в 1905 году великая княгиня Елизавета Фёдоровна потеряла своего супруга, Сергея Александровича, великого князя Романова, генерал-губернатора Москвы. Мужа убили буквально на её глазах: в начале XX века в России свирепствовал революционный террор. Через три дня после его гибели великая княгиня Елизавета Фёдоровна объявилась в камере убийцы мужа – Каляева, и они долго о чём-то беседовали. Это реальная история, и я решил снять, как бы это могло происходить…
ЛИТЕРАТУРА – ПРЕДДВЕРИЕ ЦЕРКВИ
– Владыка, книга, которая однажды помогла Вам принять правильное решение?
– Жизненные события подчас оказывают на нас куда более значительное влияние, чем книги. Но есть такая книга «Деяния апостольские», которая рассказывает о том, что происходило после Воскресения Иисуса Христа. В ней описывается подлинная история, после которой я открыл для себя Евангелие. Никто в научном мире никогда не отрицал, что существовали апостолы Пётр и Павел, что они проповедовали, и что буквально через 3-4 столетия мир поверил в Господа Иисуса Христа. Возникает вопрос: а что же этому предшествовало?
Об этом и написано в книге, которая сейчас вообще не изучается в школе, но которая внутренне совершенно меняет человека, – в Евангелии. Пожалуй, с ней вы встретитесь лишь на уроках литературы, когда будете изучать «Преступление и наказание» Достоевского. Но для чтения самого Евангелия у человека должен появиться духовный интерес…
– Какие, на ваш взгляд, значимые произведения стоит включить в современную школьную программу?
– Не знаю, знаком ли кто в этой аудитории с романом «Лавр» Евгения Водолазкина. К слову, сейчас на экраны страны выходит картина «Авиатор» – это экранизация одноимённого романа писателя. Признаюсь, первые 40 страниц «Лавра» я пытался прочитать несколько раз. Но сейчас уверен: лет через 30 этот роман будут изучать в школе. Это единственное, что останется от нашего времени в русской литературе.
Евгений Водолазкин написал о жизни святого человека, жившего на Руси в XV веке с чувством удивительной внутренней сопричастности к происходящему! Думаю, беседа о романе «Лавр» могла бы стать очень интересной и полезной. Сам автор считал, что литература – это не об эпохе и даже не об истории. Это – о человеке, который всегда находился в центре русской литературы…
ДУША, А НЕ «ШЕЯ»
– Владыка, раз уж мы говорим о традиционных ценностях, что важнее всего в семейной жизни, на Ваш взгляд?
– Думаю, даже за несколько лет до её создания молодым людям уже сложно будет объяснить, что же такое семья. К этому времени вы должны уже осознать ценности не только семейной, но и собственной жизни. Тем более что брак для девочек – это одно, а для мальчиков – совсем другое. И в разных ожиданиях кроется большая проблема. Поэтому беседы на семейные темы обычно ведут отдельно с мальчиками и отдельно с девочками: юноши и девушки по-разному оценивают ситуацию, их душевные переживания также различны.
Коснусь также темы «пробных», так называемых «гражданских» браков. В них юноши и девушки просто обманывают друг друга. Обман вначале деформирует душу, с него начинается деформация всей дальнейшей жизни. Представьте: вы взяли какой-то предмет, измяли, искромсали его, а вам предлагают восстановить в первозданном виде полностью деформированную вещь. Но ведь это уже невозможно…
– Я – монах, но всегда вспоминаю семью своих родителей. Жили мы в классической питерской коммуналке, однако отношения в семье от этого хуже не становились. Помните, в советское время говорили: жена – «шея», а муж – «голова»? Куда «шея» повернёт, туда и «голова» обратится. На самом деле, если муж – глава, то жена – душа семьи! Мне кажется, это очень важное уточнение. Думаю, семья моих родителей была близка к идеальному браку: мы с братом ни разу не видели, чтобы родители они даже недовольство друг другом, не говоря уже о раздражении… Сейчас молодожёнам желают вечной любви, а я бы пожелал терпения – как внутреннего чувства…
О МИЛОСЕРДИИ
Надежда Анисимова, преподаватель Ржевского медицинского колледжа, поинтересовалась, как воспитывать будущих медработников:
– Владыка, на встрече присутствуют будущие медицинские работники, и на занятиях по медицинской этике мы со студентами много говорим о милосердии – одной из главных добродетелей врача…
– Недавно посетил специализированное заведение для тяжело больных детей. И сотрудники в разговоре отметили: чтобы работать с такими детьми, нельзя позволять себе их жалеть. Но корень милосердия – именно в жалости, в сострадании. Это основные свойства любви, ибо нельзя любить и не сострадать.
КНИГА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК
В завершение встречи правящий архиерей Ржевской епархии преподнёс библиотеке ценный дар – трёхтомное издание, посвящённое истории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Архиерейский подарок, несомненно, станет настоящим сокровищем для читателей и исследователей, интересующихся историей православия в России.
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото из архива Ржевской епархии.
