С Еленой Тарнани, мастерицей коклюшечного кружевоплетения, очаровательной женщиной и счастливой мамой, мы познакомились на открытии выставки «Бабушкин сундук», которая экспонируется в епархиальном Выставочном зале. Судьба самой Елены оказалась столь же необычной, как и северные кружева, с которыми она впервые познакомилась под жарким солнцем Узбекистана.
ИЗ РОССИИ – В УЗБЕКИСТАН И ОБРАТНО
– Елена Александровна! Как ваша семья оказалась на окраинах Советской империи?
– 2009 год стал для нашей семьи началом нового этапа жизни. Мы решили переехать из Узбекистана в Россию, став участниками Государственной программы переселения соотечественников. К тому времени русскоязычное население в Узбекистане значительно сократилось, и перемены стали неизбежны.
Великая Отечественная война навсегда изменила судьбу наших предков. Мои прадеды, отправив семьи в безопасное место, ушли защищать Родину. После войны возвращаться обратно не стали – климат, обилие фруктов и активное развитие промышленности в республике стали весомыми причинами для того, чтобы там остаться. В Узбекистане строились крупные предприятия, включая горнометаллургический комбинат, требовавший новых трудовых ресурсов.
Время шло, и начало нулевых принесло русскоязычному населению Узбекистана новые вызовы, которые кардинально повлияли на будущее нашей семьи. Мы решили начать жизнь с чистого листа в России, приобретя дом в Ржевском районе. Двух дочерей-погодок устроили во 2-й класс СОШ №7. Казалось бы, всё складывалось удачно, но найти работу по специальности оказалось непросто. На «Электромеханике», где развито производство крупной механики, мои профессиональные навыки в области мелкоштучного производства оказались невостребованными. В результате работу по специальности удалось найти только в Санкт-Петербурге.
ИЗ СТОЛИЦЫ – В ДЕРЕВНЮ
– У вас необычная для женщины профессия – шлифовщик по металлу. Работа для настоящих мужчин!
– В моей профессии (а это работа, требующая технического склада ума и развитого пространственного мышления) важны сила, точность и терпение. Я работала на предприятии в С.-Петербурге, где полностью реализовала свой потенциал.
Спустя какое-то время мы узнали, что у нас появится малыш, и вместе с мужем вернулись в Ржев. Сына я родила уже здесь, в Ржевском роддоме. Сейчас он подрос и радует всю нашу семью, хотя разница со старшими дочерьми большая – 18 лет, но они активно присутствуют в его жизни и находят общий язык.
Сейчас живём в деревне, разбили большой плодовый сад, держим огород, даже курочек завели, и нам здесь нравится! Здесь совсем другой ритм жизни: выходишь во двор – и перед тобой бескрайний простор до самого горизонта! При этом мы не оторваны от цивилизации.
РЖЕВ В КАДРЕ
С интересом следим за изменениями в пойме Холынки. Радует, что при реконструкции постарались сохранить зелёный массив. Вообще, на мой взгляд, в Ржеве появилось много интересных мест, где можно прогуляться, полюбоваться природой и сделать красивые фотоснимки…
– Елена Александровна, на выставке «Бабушкин сундук» вы очень интересно рассказывали о своём опыте кружевоплетения…
– Мы пришли в Центр духовно-эстетического развития «Созвездие» по приглашению педагога Ирины Бусуриновой. Помимо уроков рисования, начали посещать музыкальные занятия и шахматную секцию. Получается, что меня привёл сюда сын. Однажды обратила внимание на объявление об открытии выставки «Бабушкин сундук». После беседы с организаторами мне поступило предложение принять участие в вечере памяти талантливой кружевницы Аллы Меос.
ПОД ЗВОН КОКЛЮШЕК
В ДДТ однажды открылся кружок кружевоплетения: мелодичный перезвон коклюшек, плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы… Мне это так понравилось! Плетут кружево с помощью коклюшек – точёных из дерева палочек, на которых есть углубление для намотки нитей. Кружевница может одновременно использовать десятки пар коклюшек, перевивая их или сплетая между собой в определённой последовательности. Плетут изделие на туго набитой цилиндрической подушке. Её помещают на пяльца – деревянную подставку. К подушке прикалывают сколок – рисунок узора на картоне. На нём точками обозначены места вкалывания булавок при пересечении нитей.
Преподавали нам недолго, но мне хватило занятий, чтобы освоить азы. У меня до сих пор сохранились детские коклюшки: у папы нашла какие-то деревяшки, и на наждаке их сама выточила. Пусть они и не такие красивые, но были сделаны мной ещё в третьем классе! Потом пошли другие увлечения, к кружеву я вернулась уже в Санкт-Петербурге. После долгого перерыва сплела своё первое изделие. И обрадовалась: руки всё помнят!
Когда дочь училась на последнем курсе университета и думала над выбором темы, то предложила мне сплести кружево для отделки обуви и аксессуаров. Получилось красиво и необычно. Правда, пришлось позаниматься, чтобы восстановить навыки. А в магистратуре ей самой понравилось развитие этой темы, и она создала коллекцию свадебных платьев.
После выступления на выставке поняла: ржевитянам кружевоплетение интересно! Уже есть группа желающих, осталось только подготовить подушки, коклюшки и пяльца. Для мастер-класса с детишками закупила фурнитуру – девочки сплетут себе полотняночку, её можно будет крабиком зацепить и сделать браслет-фенечку, который потом они будут носить с гордостью, ибо сама сделала!
После общения с увлечёнными рукодельницами выяснилось, что у многих дома хранятся коклюшки: это свидетельствует о том, что ещё совсем недавно в Ржеве занимались кружевоплетением. Но в силу того, что после войны надо было поднимать страну, город, детей, ручной труд отошёл в сторону. Многие тогда переключились на крючок и спицы, поскольку это менее трудоёмкое ремесло, а кружевоплетение – долгий и кропотливый процесс. Но результат того стоит!
СЕМЕЙНЫЙ ДИЗАЙН
«БЕРЁЗОВАЯ РОЩА»
Дочь успешно завершила работу, и мы все были счастливы! Особенно рада тому, что мои дети выбрали творческий путь. Сегодня они уже создали свои семьи, работают в Москве. Иногда говорю им: «Не ограничивайте себя столицей – вся Россия перед вами! А если захотите, всегда можете вернуться домой, в деревню, – у нас достаточно места для всех!».
ОТ КРУЖЕВА ДО ТКАЧЕСТВА
Мне и кружево, и ткачество интересны! Есть мысли о ткацком станке, на котором можно ткать большие гобелены. А пока изучаю нарядное и многоцветное михайловское кружево, которое плетут в городе Михайлово Рязанской области, используя в работе до 30, а то и 40 пар! Михайловское кружево сочетается с вышивкой и ткачеством, создавая неповторимые композиции в традиционной цветовой гамме.
«Я ПРИМЕРЯЮ КРУЖЕВА»
Сегодня в моде предметы гардероба с элементами кружева: элегантные оплечья, воздушные пелерины, стильные съёмные воротники и манжеты. Для коллекции я создала уникальную отделку для пиджака из серебряно-золотого кружева по реконструированным старинным сколкам (чертежам). Мы живём в эпоху повседневной одежды, но кружево остаётся актуальным и в XXI веке!
Конечно, не каждый способен по достоинству оценить ручную работу. Мне хотелось показать своим детям, насколько прекрасным может быть кружево. Для девушек особенно важно иметь в гардеробе что-то утончённое и элегантное, а не только одежду в стиле оверсайз. Именно ручные изделия помогают создать по-настоящему уникальный женственный образ.
– Да, кружева – это мир утончённости, изысканности и красоты, тем более что в Ржеве ремесленные традиции пытаются возродить…
– Заметила: всевозможные мастер-классы проводят в основном с детишками. Хотя в Ржеве много художников и рукодельниц, одни гончарным ремеслом занимаются, другие – художественной ковкой. Ржев охотно посещают туристы, и город должен соответствовать своему историческому статусу!
– Благодарю вас за интервью.
Ирина КУЗНЕЦОВА. Фото из архива Елены Тарнани.
