Роман КРЫЛОВ: МЫ «ВЯЖЕМ» РЖЕВ, СЛОВНО НА СПИЦАХ, ОБЪЕДИНЯЯ ОКРУГ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
Эстетика «хендмейд», или изделий ручной работы, сейчас на пике моды, однако, отправляясь на интервью с главой округа, я не могла даже предположить, что речь зайдёт о… вязании. Нет, не в буквальном – переносном смысле: как мастерица вяжет свитер, шаг за шагом складывая петли и ряды, так и округ можно объединить, связывая его отдельные районы и улицы воедино, продолжая развитие от центра к периферии и наоборот. На это могут уйти годы и даже десятилетия, но цель стоит того, чтобы действовать ради её достижения. Об этом, и не только – в нашем интервью, которое состоялось практически ровно через 3 года после избрания Романа Крылова главой Ржевского муниципального округа и через 6 лет с того момента, как он возглавил городскую администрацию.
«ЗВЁЗД» БЕЗ «ТЕРНИЙ» НЕ БЫВАЕТ
– Роман Сергеевич, в финале года самое время подвести его итоги. Можете назвать свои главные победы и поражения? Или так: можно ли достичь «звёзд», избежав «терний»?
– Задачи, поставленные на этот год, в массе своей выполнены; другой вопрос – есть проекты, которые мы не смогли «дожать» в силу разных обстоятельств. В качестве примера могу привести строящийся на двух исторических площадках – «Ржев-1» и «Ржев-2» – водозаборный узел. Столь масштабные и сложные проекты в регионе прежде не претворяли в жизнь. Тем не менее, практически все строительные работы завершены, два бывших водозабора соединил между собой водопровод протяжённостью 2 км, причём один из участков идёт под руслом Волги, для чего потребовались несколько проколов на глубине. И на каждом этапе – самый тщательный контроль качества.
Но в самый разгар стройки из-за введённых санкций подрядчик не смог приобрести прописанное в проекте импортное оборудование, – пришлось менять его на отечественные аналоги. А на корректировку проектных изысканий требуется время, поэтому в изначально заявленные сроки строители не уложились. Собственно, с учётом уже выделенных средств осталось только подключить оборудование и провести предварительные испытания.
Кстати, установить фильтровальные станции планировали ещё в 80-х, но только сегодня строительство водозабора стало возможным. Так как вы предлагаете мне оценить эту ситуацию – как победу или как поражение? На мой взгляд, слишком радикальные оценки здесь не уместны.
– С этим согласна. Да, плохая вода – ключевая проблема Ржева, но, невзирая на все катаклизмы, мы, как ни крути, близки к её решению…
– Или возьмём тему уличного освещения. В этом направлении мы делаем поистине колоссальную работу, каждый месяц и в городе, и на селе появляются новые опоры и фонари, освещаются локальные участки и целые улицы. В результате мы в 2025 году платим за содержание уличного освещения (с иллюминацией, подсветкой зданий, заново введёнными в строй ЛЭП) не больше, чем… в 2019-м, когда толком не освещались даже центральные улицы.
Моя первая рабочая встреча на посту главы Ржева состоялась с руководителем «АтомЭнергоСбыта». Речь тогда шла о восстановлении освещения в городе, но для этого пришлось погасить все накопившиеся долги, а их было не мало. Хотя, повторюсь, освещения не было даже на некоторых центральных улицах, не освещались и общественные пространства. На Красноармейской набережной, одной из центральных транспортных артерий, опоры вообще отсутствовали, а бывший Парк подпольщиков оставался тёмным пятном.
Позже мы выполнили работы по монтажу и модернизации освещения в самых разных районах города и на селе. Освещение было оборудовано на Красноармейской набережной, улицах Свердлова, Большевистская, Большая Спасская, Вокзальная, Краностроителей. Ежегодно мы вводим в строй несколько таких объектов. И на достигнутом останавливаться не собираемся.
«СЛЕПОТА К ИЗМЕНЕНИЯМ»
– Роман Сергеевич, не думаю, что у вас есть резон принижать свои успехи на посту главы: перемены, происходящие в округе, сегодня очевидны для всех адекватных людей. Но меня всегда удивлял тот факт, что в глазах целого ряда обывателей «администрация ничего не делает», «в городе ничего не происходит», – более того, «становится только хуже». В психологии есть такой термин – «слепота к изменениям» – любым, в том числе позитивным. Но откуда она берётся?
– Я всю свою жизнь живу в Ржеве, наизусть знаю все его улицы, парки и дворы, вижу, чем и как живут люди, понимаю, что происходит. Я всегда на связи. Мои социальные сети, номер телефона известны многим. Я всегда стараюсь отвечать на вопросы лично, если же ситуация не требует конфиденциальности, даю поручение коллегам. Уверен, что не стоит реагировать на пустые, ничем не подкреплённые оценки и суждения. У меня для этого попросту нет времени.
Отлично вижу и знаю проблемы округа, но в ситуации, когда бюджет последние 10 лет фактически не меняется, найти средства на всё и сразу не представляется возможным. Поэтому сидим и думаем, куда направить средства в первую очередь – на ремонт в детсаду или разработку проекта по газификации, на ремонт одной дороги в городе или двух – на селе. При этом на каждый потраченный рубль мы стараемся привлечь 10 рублей инвестиций. И тогда получаем возможность выложить тротуар брусчаткой и ли провести модернизацию освещения.
Конечно, хотелось бы видеть большую вовлечённость в этот процесс жителей округа, их заинтересованность в результате, бережное отношение к окружающему пространству и друг другу.
РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС
– Давайте уже весь негатив сразу проговорим? Помните, как мы радовались победе на конкурсе Минстроя РФ проекта «Возвращение Холынки»? И на тебе – подрядчик с задачами 2025 года не справился…
– Вас послушать – получается, как в анекдоте: «Пожарная часть, одного из сотрудников спрашивают, как работа. «Отличная! – отвечает. – Сплю, читаю, играю в шахматы, но как пожар – хоть увольняйся!».
А если серьёзно, этот проект рассчитан на два года, и сейчас просто идёт рабочий процесс. Да, нам попался не самый добросовестный подрядчик. Но качество мы контролируем, держа строителей в тонусе. При этом вся черновая работа уже выполнена: состоялась масштабная исследовательская работа, оборудована система водоотведения, ливнёвка, залит фундамент под лестницы, забетонированы основные конструкции, выделены средства на капитальный ремонт КНС…
Проект очень сложный, и ещё нынешней весной многие вообще не понимали, что там можно сделать. Тем не менее, проводится большая работа, при этом мы решаем сразу несколько задач. Благоустраивается пойма Холынки – вместе с ней преображается расположенная рядом территория у памятника «Самолёт», тут же оборудована лестница с видовой площадкой, вскоре появится пешеходная зона, ведущая к Волге, этот участок будет также объединён со стадионом «Горизонт».
Ранее была отремонтирована улица Краностроителей, благоустроена территория у храма, в рамках ППМИ оборудовано освещение от школы по видам единоборств до дамбы, а ещё несколько лет назад – отремонтирована территория Обелиска, которая пешеходными зонами также будет связана с благоустраиваемой сейчас поймой Холынки.
То есть, мы приводим в порядок вовсе не локальные, а связанные друг с другом объекты. Выражаясь образно, «вяжем» Ржев, как на спицах, объединяя город в единое целое. В данном случае – в микрорайоне «семи ветров». И точно такая же стратегия распространится и на другие территории.
«ТУРКОД» ГРЯДЁТ
– Помнится, вы говорили: о необходимости создания так называемого «мастер-плана», который поможет округу в дальнейшем развитии. Этот документ уже есть у ряда городов региона. А как же Ржев?
– А в Ржеве и без мастер-плана процесс идёт – по крайней мере, так говорят мои коллеги. Общаюсь со многими главами, у которых уже есть мастер-планы, и они подтверждают, что они, увы, не являются рабочим инструментом, поскольку не интегрированы в государственные и региональные программы, национальные проекты, поручения президента.
Да, шесть лет назад я был сторонником разработки мастер-плана для малых городов. Но, изучив вопрос в деталях, проштудировав всю «нормативку», пришёл к выводу: это просто нулевой документ. Мастер-план порой делается под копирку и точно не имеет никакой законодательной силы – мы по-прежнему работаем по Генплану, правилам землеустройства и так далее. Зачем же мы будем отдавать за неработающий документ десятки миллионов рублей, если пользы для округа от этого никакой не будет? Для нас важно направлять средства в проекты, которые повлекут за собой реальные изменения к лучшему.
– Но это же не значит, что мы откажемся от участия в федеральных конкурсах?
– Ни в коем случае – наоборот, будем расширять своё присутствие на всероссийском уровне. В частности, есть планы в 2027 год подать заявку на большой федеральный конкурс «Туркод» – это своего рода аналог конкурса Минстроя РФ.
ППМИ С ПЛЮСОМ
– В текущем году на уровне области Ржевский округ стал одним из лидеров по количеству реализованных в рамках ППМИ проектов и количеству освоенных по этой программе средств. В 2026-м не планируете поставить новый рекорд?
– Правда, речь уже идёт не о планах, а о готовых проектах. Изначально их было 22, осталось 20 – на общую сумму 53 миллиона рублей. И да – на сегодня это рекордные для нас показатели. Причём речь идёт о самых разных проектах – приобретении уборочной техники, установке детских игровых комплексов, площадок по сбору ТКО на селе, ремонта дворов, дорог, систем водоснабжения… Колоссальная работа была проведена и с инвесторами, и с депутатами, и с жителями, которые также готовы внести посильную лепту в благоустройство места своего проживания.
Ко всему прочему написал ходатайство в комиссию по отбору проектов в рамках ППМИ с просьбой сделать упор на модернизацию уличного освещения. В этом направлении планов у нас «громадьё» – хотим навести порядок с освещением на улицах Никиты Головни, Садовая, Челюскинцев, Ленинградском, Осташковском, Заводском, Зубцовском шоссе, что позволит существенно улучшить качество освещение, а за счёт энергосбережения – сэкономить оплату за его обслуживание.
Ирина ПЕТРОВА.
Продолжение следует.
Фото из архива.
