В  прошлом  году  традиционный  пленэр  состоялся в честь жёлтых и красных листьев, в сентябре, а нынче, как и прежде, – в начале июня, чтобы финишировать ко Дню России. Как только на пороге Выставочного зала показались первые гости, смоленские художники Николай Лучкин и Вячеслав Корольков, а также Олег Кульпин из Татарстана, директор ВЗ Любовь Пояркова пригласила всех в подвальчик «Пивное подворье», что в центре города.


Во время трапезы я и успел сделать набросок народного художника Олега Кульпина. Он всегда имеет статус старшего среди равных, поскольку ровен в отношениях, по юному жизнерадостен и улыбчив, и в свои 73 полон не только воспоминаний, но и планов.

Мы оба посмеялись над тем, какая нешуточная предвыборная борьба развернулась в Тверском отделении Союза художников – за кресло председателя.

Оказывается, к престижной должности тянутся не один и не два желающих, а не менее десяти человек. Среди них – не только Андрей Савельев, «особа, приближённая к императору» (правда, слишком юная для столько серьёзного поста), но и Владимир Абрамович, который якобы ради такой перспективы внезапно стал белорусом. Конечно же, вспомнили и Николая Давыдова, близкого друга семьи Зверьковых, к тому же академика, имеющего солидные шансы возглавить тверскую организацию СХР.

В «Пивном подворье» наткнулся на работу Игоря Рослякова, которая оказалась вполне на своём месте – жаль только, что всего одна. Зато на центральной стене сооружено панно из монет российского производства – на первый взгляд забавное, но никакой эстетической ценности не несущее.  Когда все участники выездной миссии были в сборе, заметил, что ни одного ржевитянина среди них не оказалось. Вот так всегда – расходы за ночлег и питание за счёт Ржева, а «кайфовать будут варяги» (как в шутку выразился один мой знакомый). Правда, рассматривалась кандидатура Павла Соловьёва, но в последний момент он отказался, сославшись на более важные дела. Примкнувший к штатным пленэрщикам вольнослушатель Юрий Кокшаров, самый старательный по исполнительности и дисциплине, уверенно ринуться в бой, то бишь, к созданию новых работ.

Увидел повзрослевшего и посерьёзневшего Александра Котова (ведь теперь он – отец семейства), и сразу вспомнил картину Вячеслава Столярова «Адам и Ева», в которой с ролью Адама успешно справился наш герой, молодой выпускник худучилища. На эту философскую тему художники Европы пишут картины две тысячи лет, взялся за неё и Столяров, не боясь создать подобострастный штамп. И вот теперь А. Котов – уже один, без наставника, но по-прежнему полон внутренней энергии и ржевских сюжетов, которые роятся в его кудрявой голове.

Художники внимательно слушали ансамбль Марины Дулевой и ещё более внимательно внимали тронной речи Вадима Родивилова, искусно обошедшего подводные камни (читай: перспективы по открытию художественной галереи), дабы не навлекать гнев художников (правда, иногородние не в курсе). Под занавес официальной части Любовь Пояркова вручила участникам пленэра персональные холсты.

На следующее утро развёз абитуриентов по заранее заданным точкам: берега Волги, чаще всего с видом на Оковецкий и Вознесенский соборы; внутренние дворы старинных зданий.  Фёдор Помелов из г. Протвино Московской области не потерял вид западно-европейского фермера: плотно сбитый, крепкий в плечах, со снисходительной улыбкой, хорошо знающий, как надо писать дом-утюг и прочие редкостные здания. Его портретная галерея, как всегда, обширна и зиждется на экспрессии и быстроте письма. Солнце и ветер никогда не были помехой для его пленэра, а крыши и стены домов, вобравшие в себя паутину времени, лишь подчёркивают излюбленную тематику, питающую воображение мастера. Разумеется, мосты и храмы Франции, которым он посвятил десятки холстов, не могут заслонить российский пейзаж – хмурую Тарусу, живописные окрестности Торжка и Калязина с его затопленной колокольней, берега Оки и Протвы – весь мир, состоящий из множества соединений света и красок. А чего стоит натюрморт из рыбьих голов под названием «Рыбный квинтет», или портрет нашего Игоря Рослякова, вошедший в новый сборник, изданный в Москве! Эта работа замечательна тем, что на лице балагура и пересмешника Рослякова нет обычной иронии – напротив, он несколько мрачноват, практически ушёл в себя, и лишь оселедец, как у запорожских казаков, непокорно вьётся на ветру.

Олег Кульпин, заглянув в мини-салон ВЗ, обратил внимание на засилье одного типа живописи:

– Синдром Пономарёвой, – кратко резюмировал народный художник, – в её натюрморте с сиренью наблюдается замученность, но нет самой сирени. Скорее есть желание понравиться покупателю, что неплохо, но недостаточно.

Мелькнул на стене салона и Всеволод Глущенко с довольно легковесными сюжетами, исполненными в пору плохого настроения. Давно висит портрет скакуна из фильма «Служили два товарища» (автор – Евгений Пономарёв), не нашедший своего поклонника. Радует глаз солнечный этюд Галины Матвеевой, опущенный так низко, что надо сделать усилие, чтобы его отыскать и оценить. Устроители словно стесняются реализовывать хорошие, искренние работы.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.