Ещё в конце февраля стали известны результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, но известные события и сопутствующие проблемы всё никак не позволяли мне рассказать об этом читателям. И настроение, и сама ситуация некой неопределённости… В общем, в «предыдущей серии» я сообщил, что многим ученикам СОШ №1 им. А.С. Пушкина предстоит новый, ещё более сложный этап олимпиады. И теперь настало время рассказать о том, чего это стоило не только ребятам, но и их учителям. Ведь за каждым призовым местом стоит не только ребёнок, который решил проверить свои силы, но и преподаватель, подготовивший его. Одним из таких преподавателей является учитель истории Елена Юзефовна Кабанова. В своё время она вела этот предмет и у меня – тогда тоже проводились олимпиады, но то, что происходит сейчас – это нечто запредельное.


– Мне, конечно, приятно, что именно по истории наши ребята, Семён Голубев и Дмитрий Тришин, стали призёрами. Олимпиада очень сложная – ученики должны не просто к ней готовиться, а всерьёз увлекаться историей, причём в самом широком смысле.

По словам Елены Юзефовны, при подготовке к региональному этапу требуется перелопатить огромное количество литературы, вспомнить всё, что ты когда-либо знал, а чего не знал – узнать. Видимо, олимпиада действительно выходит далеко за рамки школьной программы, если учитель истории с огромным стажем говорит, что вопросы, которые требовалось раскрыть детям, больше подходят для студентов исторического факультета вуза, причём даже не первого курса. Например, нужно знать немалое количество знаковых фильмов советской эпохи. Кто из советских писателей заикался? Каких баснописцев, кроме Крылова, знаете?

– После участия в олимпиаде осознала, что её организаторы буквально пытаются объять необъятное. Я ещё тогда не знала её результатов – даже расстроилась: как вообще можно так издеваться над детьми – разве реально всё это запомнить? – очень эмоционально говорит Елена Кабанова.

Региональный этап – это не просто следующий этап того же направления, он предполагает не только углублённое знание истории, но и огромный «исторический кругозор», если так можно выразиться.

Примерно так же обстояли дела и с МХК – мировой художественной культурой. Если на муниципальном этапе уже присутствовали задания, которые предполагали больше рассуждения, а не знание конкретных фактов, то представить, что произойдёт на региональном, было крайне сложно. Однако Пушкинская школа уже 4-й год подряд привозит из Твери призовые места – правда, победителей пока нет, рассказывает Светлана Зайцева, преподаватель МХК.

– «Натаскать» – невозможно. Необходимо полное погружение в предмет. Если это английский – через чтение книг и просмотр фильмов на иностранном языке, изучение культурных традиций его носителей. Так же и с МХК – нужен высокий уровень общей эрудиции. Потому что достаться могут самые разные вопросы – от Древней Греции до современной оперы, география, история, тут же балет, а потом – фильмы – от Михаила Ромма до Ридли Скотта. Это сложно, но крайне полезно: олимпиады дают баллы – это, всё равно, что окончить школу с золотой медалью. Только нужно приложить все силы единожды, грубо говоря, а не на протяжении нескольких лет.

Тем временем в учительской собралось немало учеников-призёров, которые ждали, пока я перестану терзать учителей расспросами. Среди них были уже знакомые ребята, о которых я уже писал ранее. Но больше было новых лиц. Например, ребята, которые участвовали в олимпиаде по физкультуре, – сёстры Лушины, Ульяна и Ксения, Дмитрий Чучаев.

Олимпиада проходила в три этапа: теория, гимнастика и бег. Гимнастическая практика – это не свободное показательное выступление. Участникам выдали последовательность действий, некую комбинацию гимнастических элементов, которую следовало повторить на время. Ну, а бег – он бег и есть. При этом олимпиада проходила два дня, а на подготовку к гимнастической практике была выделена ночь.

Олимпиада по технологии, впрочем, тоже не менее интересна: теория, когда может быть задан совершенно любой вопрос – от рецепта супа до расчёта дохода предприятия; практическая часть, предполагающая моделирование и пошив одежды. Причём на последние два этапа отводят всего три часа, а сшить надо не полотенце, а что-то интересное, нерядовое, креативное. Преподаватель технологии Любовь Ивановна Хроменкова так и говорит, что это одна из самых сложных олимпиад – здесь вообще неизвестно, какие вопросы попадутся.

– У нас 4 тура. Ребёнок должен приехать уже с готовой работой, причём жюри будет её оценивать, в частности, с точки зрения современных тенденций. Нечто тривиальное не стоит даже пытаться делать. Плюс следует подготовить проект, при защите которого учитывается уровень речи и подачи материала. Далее – тестирование, где слово «технология» трактуется крайне широко – от карбюратора до химии, от физики в быту чуть ли не до сопротивления материалов. И нужна не только общая эрудиция: встречаются и сугубо технические, и строго математические задачи. Далее – моделирование, причём уровень модельера-конструктора, даже не портного-закройщика. Этого в школе попросту не проходят, поэтому готовиться надо индивидуально. Ну, и последнее – практика, где нужен опыт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.