Сегодня исполнилось 55 лет со дня основания ООО ССМП «Стройгаз». Со временем менялись формы собственности предприятия, расширялся спектр оказываемых услуг, но одно оставалось неименным – вот уже почти 50 лет предприятие возглавляет Анатолий Соловьёв. Анатолий Петрович прошёл большой путь, награждён знаком «Заслуженный работник Минтопэнерго РФ», имеет звание «Заслуженный строитель Российской Федерации», награждён медалью «За развитие Тверской области», а прочих поощрений не счесть. С ним мы и вели разговор о пройденном предприятием пути, его достижениях и проблемах. Тем более что это были очень разные этапы в жизни нашей страны, и ни один из них не являлся простым и лёгким.


ОТ СЖИЖЕННОГО ГАЗА К ПРИРОДНОМУ

– Анатолий Петрович, в 2023-м исполнится полвека, как вы возглавляете «Стройгаз». Срок немалый, и кому, как не вам, знать о том, как начиналась история не только предприятия, но и газификации нашего региона…

– История нашего предприятия началась в 1967 году. До этого был участок, который возглавлял Владислав Ефимович Ермаков. А в 1967-м в Министерстве ЖКХ РСФСР издали приказ о создании Ржевского специализированного строительно-монтажного управления треста «Севзапспецстрой». В зону нашей ответственности вошли западные и северные территории – Новгородская, Архангельская, Псковская и Калининская области. В те далёкие времена мы в основном занимались монтажом газопровода от сжиженного газа. Оборудовали ёмкостные установки и в городе, и на селе. Должен заметить, что в Калинине в то время уже был природный газ, а в Ржев он пришёл только в 1976-м…

– На тот момент вы уже трудились на предприятии?

– Да, к тому времени я уже три года здесь работал. Моё появление на предприятии стало цепью не то случайностей, не то закономерностей, но, как бы там ни было, судьба привела меня в «Стройгаз». После армии уехал работать в Одессу, четыре года трудился в солидной строительной организации. Мы даже делали бетонную часть основания Останкинской телебашни, которая недавно отметила свой юбилей. Но по семейным обстоятельствам я с семьёй вернулся на свою малую родину, в Ржев. Пришёл к В.Е. Ермакову, и он назначил меня начальником производственно-технического отдела. Шесть лет проработал в ПТО, потом три года – главным инженером. А в 36 лет стал руководителем организации. Тогда такой возраст считался несолидным для руководителя, но, тем не менее, меня утвердили.

– За минувшие годы вам пришлось поработать со многими первыми секретарями горкома и райкома, председателями исполкомов города и района, главами администраций…

– Да, довелось поработать с Добротворским, Митрофановым, Козловым, Румянцевым. Валерий Михайлович – хороший хозяйственник. При Харченко мы все городские котельные, среди которых было большинство угольных и мазутных, перевели на природный газ. Немало удалось сделать в районе в плане газификации при Щетинине. Должен сказать, что особых сложностей при советской власти мы не испытывали. Да, тогда горком решал все вопросы, но если решение было принято, то дальше никаких препятствий уже не существовало. Только работай, не ленись!

При этом контроль над качеством работы был жёсткий. Занимался этим вопросом Гостехнадзор в лице инспектора, который следил за процессом очень внимательно. Все нормы и правила должны были соблюдаться, а работники в обязательном порядке сдавали экзамен на знание правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.

– А вы, будучи руководителем, тоже, так сказать, экзаменовались?

– В Туле два месяца учился на специализированных курсах, потом – в Волгограде, участвовал в семинарах. Затем сдал экзамен по проверке проектно-сметной документации и выдаче на неё лицензии. В Тверской области работали всего четыре такие организации, и у каждой – своя зона ответственности. Находились они под контролем областного управления газового хозяйства, который возглавлял Виталий Бардадым, корифей отрасли эпохи газификации.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВРЕМЕНА

– Но давайте вернёмся к переходу на природный газ Ржева, который начался в середине 70-х…

– Это были почти легендарные времена! Мы начали с улиц Нагорная, Котовского, Лесная, прошли через ул. Фрунзе. Позже перешли Серебрянку, вышли к «старым кранам», а потом через Волгу – на Ржев-2 и льночесальную фабрику. Впоследствии был мебельный комбинат, и большим диаметром мы достигли КСК. Как я уже говорил, особых сложностей тогда не было, все вопросы решались оперативно. Если бы мы и впоследствии двигались такими же темпами, то многие деревни нашей области не умерли бы. Но, увы, конец 80-х – начало 90-х прошли даром…

– Тем не менее, в нашем городе газификация не останавливалась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.