Всё-таки удивительные существа — бобры! Заложенный самой природой инженерный талант позволяет им сооружать уникальные постройки — плотины — и оборудовать хатки прямо посреди водоёма, где ни один хищник до них не доберётся. Такие тонкости, как круговорот воды в природе, они, понятное дело, в школе не изучали — природное чутьё подсказывает им, как следует действовать с учётом, например, скорости течения или уровня воды. Это всё, конечно, наилучшим образом отражается на экосистеме. Своими ухватистыми лапками и крепкими зубами бобры создают уникальную среду обитания: к плотине устремляются насекомые, птицы и прочая живность, за счёт поваленных деревьев питаются зайцы и лоси, другие лесные обитатели, а сами водоёмы превращаются в мощные естественные фильтры.
Впрочем, бывает и наоборот — когда от бобра добра не ищут. В буквальном смысле. Объясним, почему именно. А помог нам в этом ржевитянин Владимир Козлов, на минувшей неделе объявившийся в редакции «РП», чтобы сообщить: созданный бобрами в старом русле Холынки каскад плотин может нести реальную угрозу подтопления некоторых городских территорий.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Владимир Васильевич — коренной ржевитянин, вырос в центре города, в непосредственной близости от Холынки, где они, мальчишки, проводили практически всё свободное время. Со временем он стал заядлым охотником и рыболовом, а речку изучил, как свои пять пальцев — от истока до впадения в Волгу.
Впервые о том, что бобры принялись возводить плотину на Холынке в районе д. Зеленькино, он узнал лет пять назад. При этом следует напомнить: в 50-х годах прошлого века на этом участке изменили русло малой речки — скорее всего, для того, чтобы избежать размыва крутого берега с жилой застройкой. Тогда никто и не предполагал, что в этих местах объявятся природные «инженеры-гидротехники». Бобрам, видимо, приглянулся изменённый человеком ландшафт, и они принялись обустраивать здесь собственную экосистему.
Владимир Васильевич до сих пор убеждён, что разрушению водопропускной трубы на ул. Краностроителей в марте 2015-го в немалой степени способствовал прорыв на «бобровой» плотине из-за паводка, когда огромная масса воды, собирая по пути весь природный мусор, устремилась вниз по течению. При этом, естественно, не следует забывать, что это гидротехническое сооружение на тот момент не содержали должным образом, поскольку оно считалось бесхозным. Увы, людская память короткая: к 2015-му элементарно забыли об аналогичных проблемах в 1981-м, когда «дамба» рухнула в первый раз.
\
В ГОСТИ К БОБРАМ
На прошлой неделе, отложив все дела, вместе с Владимиром Васильевичем мы отправились в д. Зеленькино, так сказать, в гости к бобрам. К счастью, зима выдалась тёплая, и нам не пришлось добираться до каскада плотин по непроходимым снежным тропам (люди в принципе в этом месте — гости нечастные). У местных жителей наше появление вызвало некоторый ажиотаж: кому в здравом уме и трезвой памяти придёт в голову осваивать столь опасную территорию, да ещё и зимой?
До «стройплощадки» пришлось добираться под дождём и по грязи, выбирая островки относительно сухой земли. Справа шумела Холынка с обваливающимися берегами; слева, там, где когда-то находилось её старое русло, образовалось огромное озеро — говорят, оно простирается вплоть до д. Полунино. О причинах его возникновения мой сопровождающий рассказал во всех подробностях.
Как вы уже догадались, объектом фотосъёмки стали две бобровые плотины и явные приметы строительства третьей (!), причём одна из них — та, что встретилась на нашем пути первой, была построена в этом сезоне. Её ещё не было в прошлом году, когда Владимир Васильевич впервые забил тревогу и стал обращаться в различные инстанции, в том числе администрацию города и МЧС. Да, везде его внимательно выслушивали, но никаких активных мер при этом не предпринимали.
У первой плотины мы остановились на «привал», чтобы сделать несколько снимков и оценить масштаб «преобразований» местности. Было видно, что плотина находится в активной фазе строительства: начиналась она далеко от реки — прямо на суше. Таким образом, можно было легко себе представить долгосрочные планы бобров по затоплению очередной территории.
Кстати, неизбежно возник вопрос: а зачем бобрам вообще нужны столь обширные водные глади? Ответ оказался на поверхности: как объяснил Владимир Васильевич, таким образом они замедляют течение реки, что позволяет без проблем построить безопасную хатку, где они скрываются от хищников, отдыхают от трудов праведных и выводят потомство. К тому же заболачивание местности приводит к бурному развитию флоры, которая поставляет бобровому сообществу дополнительный рацион питания.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.