В теперь уже кажущиеся давними времена 10 ноября наша страна отмечала, можно сказать, всенародный праздник – День милиции. Главным привлекательным действом для народа был большой праздничный концерт, в котором принимали участие все лучшие артистические силы СССР. С тех пор многое изменилось: нет ни милиции, ни тех концертов, но остались люди, которые стоят на страже закона и интересов общества. Теперь 10 ноября является общим праздником для всех работников органов внутренних дел. И именно в этот день руководство колонии строгого режима №7 в Ржеве пригласило прессу для знакомства с жизнью и бытом осуждённых, отбывающих здесь наказание. Во время более чем двухчасового визита в ИК-7 нас сопровождали начальник колонии подполковник Сергей Лисичкин, его заместитель, руководитель центра трудовой адаптации осуждённых подполковник внутренней службы Михаил Смирнов, начальник отдела трудовой адаптации полковник Александр Карев и глава пресс-службы УФСИН России по Тверской области майор Анна Чудинова.
НА ДОСТОЙНОМ УРОВНЕ
Главная цель нашего визита – знакомство с производственной стороной деятельности учреждения, но для начала мы оценили условия жизни и быта осуждённых. Честно могу признаться: ничего подобного увидеть я не ожидала. И если помещение, где контингент отдыхает после трудового дня, напоминает стандартную армейскую казарму, то комнаты для свиданий с родственниками больше похожи на гостиничные номера, причём весьма комфортные.
Например, для свиданий супругов есть место и оборудование для приготовления еды, приличная посуда, кулер, телевизор новой модели, двуспальная кровать. По соседству находится помещение с душевой кабиной, так что проблемы с гигиеной успешно решены. Есть и детская комната весёлой расцветки и с большим количеством игрушек – дети тоже могут посещать совершившего преступление и отбывающего наказание родителя. Сотрудники учреждения говорят, что такая обстановка положительно влияет на морально-психологическое состояние осуждённых.
Все бытовые проблемы в учреждении решены достойным образом. Есть большая постирочная, где стоят мощные стиральные машины с загрузкой до пятидесяти килограммов. Работают здесь, как и везде, сами отбывающие наказание. Душевые кабины с раздевалкой для помывки сверкают чистотой, я бы даже сказала, новизной, поскольку не только интерьер, но и душевое оборудование выглядит, как новенькое, хотя, возможно, таковым и является.
Побывали мы и в комнате отдыха, где можно посмотреть телевизор, поиграть в шахматы, шашки, нарды. Ко всему прочему там проходят информационные и воспитательные беседы. Надо отметить, что, кроме спальни казарменного типа, мало что напоминает о колонии строгого режима. Помимо всего названного выше обращают на себя внимание выложенные плиткой, покрашенные светлой акриловой краской коридоры и рекреации. Они выглядят куда более достойно, чем многие подъезды в наших домах.
Говорят, что за тот период, что учреждение возглавляет Сергей Лисичкин, изменения здесь произошли разительные – и в бытовом, и в производственном плане. Кстати говоря, многое в ИК-7 делают своими руками, то есть руками осуждённых, – начиная от изделий из металла и заканчивая продуктами питания. Вот мы и подошли к главной теме нашего посещения в праздничный день, хотя в учреждении он был самым обычным, – как всегда, работа кипела. Мы посетили все цеха ИК-7, коих оказалось немало. То есть, фактически производство в учреждении многопрофильное.
ОТ МЕТАЛЛООБРАБОТКИ ДО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Собственное производство в колонии было организовано в октябре 1973 года на базе Долгопрудненского машиностроительного завода. В 1993-м по понятным причинам завод прекратил свою деятельность, и объёмы производства резко пошли на спад. Начиная с 2010 года, силами руководства учреждения и производственно-технического персонала была проведена масштабная работа по поиску партнёров и освоению новых видов продукции. В частности, большой объём заказов ИК-7 выполняет для муниципалитета. Благодаря этому в учреждении с каждым годом растут объёмы выпускаемой продукции: скажем, за 2022-й они составили 90 млн рублей, а в текущем году будет ещё больше. За счёт прибыли удаётся проводить капитальный ремонт зданий, модернизировать котельную и цеха, закупать оборудование, средства индивидуальной защиты и так далее.
Первым мы посетили цех металлобобработки, где производят металлические конструкции, контейнеры, грузовые и офисные стеллажи, детские спортивные площадки, профнастил из оцинкованной стали, металлические ограждения и другую продукцию из металла. Побывали и на швейном производстве. Здесь занимаются, разумеется, не пошивом брендовых изделий, но отшивают рабочую одежду всех модификаций, рукавицы, жилеты, чехлы, изделия для садовой мебели – как говорят, «любой каприз за ваши деньги».
В другом цехе нас заинтересовало плетение мебели из ротанга – на участке делают оплётку на уже готовую основу, которую получают от контрагента. Так что, если вам попадутся садовые качели-полусферы или столы и кресла из ротанга, то, вполне возможно, в них есть частица труда сидельцев из ржевской ИК №7. Надо сказать, что претензий по качеству в учреждение никогда не поступало. За этим строго следит отдел технического контроля, который есть на всех производственных участках.
О качестве выпускаемой продукции говорит и тот факт, что изготовленные в учреждении мясные консервы заняли первое место на одном из недавних конкурсов. В прямую продажу они, правда, не поступают, а распределяются по силовым структурам. То же самое можно сказать и об участке переработки овощей, где варят и фасуют в вакуумную упаковку свеклу. А в 2016 году здесь открыли цех по производству круп (ячневой, перловой и пшеничной), при этом вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТу. Следует отметить, что производство является безотходным, поскольку все остатки входят в состав комбикорма, направляемого в подсобные хозяйства учреждений УИС.
Есть в ИК-7 и цех деревообработки, где выполняют различные виды работ – от простейших до ювелирных, с которыми справляется только лазерная резка. С помощью такого станка можно изготавливать любые, даже самые изящные изделия. А вот на пластмассовом участке идёт изготовление одноразовой посуды – в основном ложек, вилок, ножей и лопаток. Участок небольшой, но когда смотришь на подготовленную к отгрузке продукцию, начинаешь понимать, что и небольшими силами можно достигать немалых объёмов.
Посетили мы и участок изготовления кожаных изделий. Тут, разумеется, также шьют отнюдь не дамские перчатки, а необходимые, например, для работы сварщика. Они не плавятся и не горят при попадании искры.
ШАНС НА ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ
Большинство профессий, требующих определённых знаний и навыков, осуждённые приобретают прямо на месте, в учреждении, на базе профессионального училища. Речь идёт о профессиях повара, сварщика, сборщика металлоконструкций, швеи. Обучают их преподаватели по заранее составленному расписанию, не забыта и практика, которую проходят обучающиеся, прежде чем приступить к самостоятельной работе.
В цехе металлообработки перекинулись несколькими словами со сварщиком по имени Виталий. Профессию он получил уже здесь, в учреждении. Она ему нравится, и Виталий очень рассчитывает на то, что после освобождения начнёт новую жизнь уже как настоящий профессионал, ведь профессия сварщика сегодня весьма востребована на рынке труда
Можно было бы много и долго говорить о собственных положительных впечатлениях, которые свидетельствуют о том, что в нашей пенитенциарной системе произошли кардинальные перемены. Заключённым действительно дают шанс на начало иной, правильной, лучшей жизни. Этому содействует и церковь со звонницей, куда можно прийти на службу, помолиться, пообщаться со священником.
Ведь самое главное – помочь оступившемуся, возродить его душу, вернуть в общество морально здорового человека. Шанс даётся, вот только воспользуется ли он им – зависит уже от самого осуждённого. А в учреждении делают всё возможное, чтобы человек приобрёл твёрдую почву под ногами, осознал свои прошлые деяния и никогда их больше не повторял.
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото: Денис Васильев.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.