Говорят, бывших офицеров не бывает, и те, кто однажды выбрал делом своей жизни военную службу, остаются в строю навсегда, даже если командирские будни остались только в воспоминаниях. Уходя в запас, они привносят в гражданскую жизнь привычку к железной дисциплине, верность данному слову, желание помогать тем, кто в этом нуждается. Они воспитывают в духе патриотизма подрастающее поколение, ценят крепкую мужскую дружбу, стараются быть полезными обществу, являя собой пример мужества, чести, доблести и настоящей любви к Отечеству.
БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ!
Ветеран боевых действий в Афганистане, кавалер ордена Красной Звезды, майор в отставке Вадим Плющ родился 21 июня 1960 года в Свердловске. По семейным обстоятельствам семья будущего офицера переехала в Сумы, где Вадим и завершил обучение в средней школе. Здесь же, в Сумах, окончил артиллерийское высшее военное командное дважды Краснознамённое училище имени М.В. Фрунзе. Получив первое офицерское звание, отправился служить в Туркестанский военный округ, а откуда в 1981 году убыл в Демократическую Республику Афганистан (ДРА).
– Мы были молодыми и дерзкими, жизнь ещё не успела повернуться к нам своей самой неприглядной стороной, и защита наших южных рубежей казалась нам полной романтики, подвигов и трудностей, запоминающихся, как песня! – вспоминает Вадим Алексеевич.
Да, молодость – безоблачная пора. Когда тебе 21 год – тебе кажется, что ты способен принимать зрелые и взвешенные решения, действовать уверенно и спокойно, – одним словом, можешь свернуть горы! И только спустя годы начинаешь понимать, что зрелое решении в молодости принять почти невозможно, действовать уверенно и ответственно – тяжёлый физически и душевно труд, а горы суровы и неприступны, и не каждому дано дойти до вершины. А тогда, в далёком 1981-м, всё виделось иначе.
Лейтенант Плющ прибыл в Кабул 21 сентября, где и принял должность командира взвода управления 1074-го артполка.
Полк располагался на окраине афганской столицы. Местечко носило почти московское название – «Тёплый стан». Задачей подразделения, которым руководил Плющ, стала поддержка артиллерией мотострелков, десантников и представителей других родов войск во время боевых операций. На вооружении стояли самоходные 122-мм полковые артиллерийские установки 2С1 «Гвоздика».
Пройдёт немного времени, и батальоны будут просить огня у его артполка, а пока молодой лейтенант, ознакомившись с личным составом и принятым вооружением, начал отсчёт новой жизни под кодовым названием «интернациональный долг». Однако уже с самых первых дней службы стало понятно, что это война. Пусть локальная и не объявленная, пусть с отсутствием чёткой линии фронта и тыла, пусть негромкая и стихийная, но всё же самая настоящая война. Здесь тревоги не учебные, взрывы настоящие, пули и снаряды, несущие смерть. И здесь, как нигде, открывается во всей наготе своей солдатская правда, о которой так непросто писать тем, кто там не был, и так нелегко говорить тем, кто эту правду знает без прикрас и не понаслышке.
Боевые будни внесли свои коррективы в мировоззрение молодого лейтенанта, и закон войны: если не ты, то тебя – стал для него почти религией, поскольку иначе было просто нельзя. За время службы а Афганистане Вадим Плющ участвовал в 14 боевых операциях в качестве корректировщика огня, и «бог войны» – артиллерия – спасла в то время многие жизни и уберегла от уничтожения целые местности.
– В 1982-м находились в Паншере, где проходила крупная военная операция. В Афганистане всего одна дорога, все остальные – горные тропы и ответвления, – рассказывает Вадим Алексеевич. – Обычно нас придавали какому-нибудь подразделению, выполняющему боевую задачу, и мы блокировали господствующую высоту, пристреливали ориентиры, чтобы в нужный момент обеспечить проход наших воинских соединений.
Сейчас много говорят о том, что во время афганской войны мы понесли большие потери. Но профессиональные военные возражают. Да, Советский Союз во время пребывания ограниченного контингента войск в Афганистане потерял убитыми около 15 тысяч человек, ранеными – примерно в три раза больше. Но эти потери могли быть гораздо значительнее, если бы Советская армия не уделяла бы столько внимания боевой подготовке. А о том, что солдат действительно учили воевать, говорят все без исключения.
Немало времени уделяли боевой подготовке и в подразделении Вадима Плюща. В свободное от боёв и походов время солдаты учились поражать мишени, вести разведку местности, изучали нравы и обычаи афганцев. Все эти знания и навыки в дальнейшей службе им весьма пригодились. Только отличным уровнем подготовки можно объяснить тот факт, что дивизион за два года потерял убитыми всего 7 человек. Ни один испытавший в боях своё непростое ремесло солдат не мог демобилизоваться до тех пор, пока не подготовит себе смену из молодых. Такая преемственность сохранялась из года в год, вплоть до вывода советских войск из ДРА. Вот только не всегда наши солдаты и офицеры могли действовать, согласно обстановке.
– В 1981-м поступил приказ командования огнём на огонь не отвечать. Неизвестно, чем руководствовались штабные чины, только нам во время действия этого приказа приходилось крайне сложно. Помню свою первую операцию: чтобы открыть огонь в ответ на обстрел наших позиций, пришлось запрашивать вышестоящее командование, еле продержались, – говорит майор Плющ.
Таких ситуаций за два года было немало, но Вадим Алексеевич с особым чувством вспоминает, как приходилось самостоятельно принимать решения и брать ответственность на себя. В бою это особенно трудно. Однажды подразделение Плюща попало в хорошо организованную засаду. Моджахеды первым делом подбили машину командира дивизиона. Чтобы избежать ненужных жертв и паники, комбат принял решение: Плющ возглавит колонну, отведёт людей в безопасное место и уже оттуда организует ответный огонь по противнику. Вадиму Алексеевичу удалось быстро, чётко и слаженно выполнить боевую задачу. И всё же они потеряли 10 боевых машин. Зато больших человеческих потерь удалось избежать.
Были и такие моменты, воспоминание о которых вызывает улыбку, ведь и на войне продолжается жизнь с её радостями и огорчениями. Афганцы собак не любят, они считаются животными нечистыми. Поэтому жители афганских провинций не держат их дома и даже не подкармливают. Бродячие псы обычно находили пристанище в расположении наших войск. В благодарность за ласку и пропитание шарики и тузики становились хорошими сторожами, которые ко всему прочему спасли не одну солдатскую жизнь, научившись определять безопасные тропы на минных полях.
В каждом подразделении жил свой четвероногий любимец, который нёс службу вместе с солдатами и офицерами. В полку, где служил Вадим Плющ, жил пёс по кличке Барбос. Свою кличку он получил за одно курьёзное происшествие. Тренируясь в метании гранат, солдат бросил её на солидное расстояние, однако граната по каким-то причинам не разорвалась. Пёс решил, что следует повторить попытку, подбежал к гранате, взял её в зубы и, преданно виляя хвостом, понёс её в направлении наших ребят. К этому моменту военнослужащих с позиций как ветром сдуло. К счастью, вскоре псу надоела игрушка, и он оставил её на земле. Граната так и не разорвалась – бракованная попалась. А вот сцена точь-в-точь напомнила кадр из фильма «Пёс Барбос и необычный кросс».
ЭТО – НАШИ! ЭТО – «ШУРАВИ»!
Свой интернациональный долг молодой офицер выполнял ровно два года. Живым и невредимым, с орденом Красной Звезды на груди Вадим Плющ вернулся домой. Затем была служба в Забайкальском военном округе, которая завершилась в непростые девяностые, когда офицеры вынуждены были попросту выживать – без всякой надежды на позитивные перемены в армии.
В 1993 году Вадим Алексеевич с семьёй перебрался на родину жены, в Ржев, где сразу же нашёл единомышленников среди солдат и офицеров, проходивших когда-то службу в Афганистане. К этому времени в Ржеве при участии Виктории Половецкой был создан клуб ветеранов-афганцев «Шурави», в который Вадим Алексеевич с удовольствием вступил. А потом с головой окунулся в общественную работу.
В 1999-м Вадим Плющ возглавил общественную организацию и вот уже много лет является её бессменным руководителем. Через два года ООВ «Шурави» отметит свой 30-летний юбилей. За это время, в том числе, благодаря организаторскому таланту Вадима Алексеевича, сделано было немало. На средства благотворителей построен мемориальный комплекс, посвящённый ветеранам войны в Афганистане и участникам других локальных войн и конфликтов, где проводятся патриотические мероприятия. Теперь в парке Грацинского есть свои площадки для моряков, пограничников, десантников, так что это замечательное, с любовью благоустроенное место никогда не пустует.
Вадим Плющ последовательно ведёт работу по увековечению памяти наших земляков, погибших в локальных конфликтах за рубежом и на территории России. За счёт средств ООВ «Шурави» устанавливаются памятные доски с именами героев на школах, колледжах, домах, где они когда-то жили. Ветеранов-афганцев, участников других локальных конфликтов и их родственников члены организации поздравляют с праздниками и памятными датами. А ещё они – постоянные гости в учебных заведениях Ржева, где регулярно проводят встречи с ребятами, организуют концерты, рассказывают о службе в рядах Вооружённых сил.
Вадим Алексеевич – один из инициаторов издания книги о ржевитянах – участниках боевых действий на территории Афганистана. В переизданной книге «Горы не плачут» рассказывается обо всех живых и погибших героях, прошедших суровую школу афганской войны, а их в Ржеве и Ржевском районе более 170 человек.
Отметим, что практически на все проекты ООВ «Шурави», начиная с мемориальных досок воинам-афганцам и заканчивая организацией и оснащением патриотического класса в СОШ № 1 им. А.С. Пушкина, нужны были средства, и средства немалые. Вадим Алексеевич прилагал просто титанические усилия по их сбору: обращался к журналистам, выигрывал областные гранты, убеждал принять посильное финансовое участие в работе организации ИП и руководителей предприятий.
Люди с удовольствием откликались на полезные инициативы ООВ «Шурави», потому что за каждую копейку организация отчитывалась через СМИ и социальные сети. А сегодня коллектив ветеранов-афганцев самое активное участие принимает в сборе гуманитарной помощи для наших ребят – участников СВО.
Вряд ли найдётся в Ржеве человек, который бы не знал Вадима Плюща. С руководителями предприятий, различных учреждений, общественных организаций, и прочая, и прочая он общается, как с добрыми друзьями, как сейчас говорят, в режиме «нон-стоп». Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни одно сколько-нибудь полезное дело не обходится без участия ржевских ветеранов-афганцев и лично Вадима Алексеевича Плюща. И пусть так будет всегда!
Ирина ДМИТРИЕВА.
Фото из архива «РП».
P. S. Памятный митинг, приуроченный к 37-й годовщине вывода советский войск из Афганистана, по традиции состоится в Парке воинов-интернационалистов завтра, 14 февраля, в 11:15. Но прежде, в 11:00, от ДК «Железнодорожник» будет организовано шествие до памятного места, в 13:00 в Доме культуры пройдёт концерт.
