К 500-летию памяти преподобного Владимира Белопесоцкого.
РОДОМ ИЗ РЖЕВА
Великий пастырь – преподобный Владимир (Белопесоцкий), в миру Василий (около 1450-1522), – родился в Ржеве. В синодике (помяннике) Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645-м, был описан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имён. Согласно монастырской летописи 1868 года, которая была составлена на основе документов из Троице-Сергиевой лавры, Василий происходил из родовитой ржевской семьи «меньших и славных бояр».
Предполагаем, что первоначально он пытался состояться на военном поприще, поскольку служил воеводой. Как отмечают источники, «преподобный Владимир, будучи знатного происхождения, не мог не получить в юности военных знаний и навыков. В те времена боярские дети принимали участие в боевых походах, владели оружием и знаниями по специфике крепостной архитектуры».
Будущий пастырь свой выбор сделал в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском мужском монастыре (Новгород). Именно там он принял монашеский постриг.
ДРЕВНИЕ СВЯЗИ
На земле древней Новгородчины Василий, вероятно, оказался далеко не случайно. Ржев и Новгород на протяжении длительного времени связывали крепкие отношения. Исторические документы подтверждают, что духовное управление ржевскими землями довольно долго осуществлялось из Новгорода. Недаром в нашем краю испокон веков особенно почитали Животворящий Крест и одноимённую икону, которая в обязательном порядке находилась в каждом ржевском храме. Это был старинный сосновый новгородский крест с распятием, рубленный топором, и, по преданию, принесённый в Ржев ещё в XIII веке из Новгорода. Крест был украшен золотом, серебром и жемчугом. На нём имелась шифрованная надпись, которую так и не удалось прочесть (по крайней мере, этот факт не был зафиксирован документально).
Ежегодно 14 сентября в Ржевском Христорождественском храме, где сберегался крест, при огромном стечении народа отправлялась большая служба. В иные дни доступ к святыне был ограничен (её хранили в специальной часовне). Настоящий крест-подлинник до событий 1917 года находился в Христорождественском храме, его дальнейшая судьба неизвестна.
Есть и другие примеры связей Ржева и Новгорода. Именно в Великий Новгород, когда Ржев захватили литовские полчища, была отправлена на сохранение великая святыня – икона Оковецко-Ржевской Божией Матери. Она находилась в церкви Успения Пресвятой Богородицы, на торговой стороне, вплоть до 1667 года и находилась в великом уважении. Из древнего рукописного устава Новгородского Софийского собора известно, что в день её почитания 11/24 июля из новгородский владыка и духовенство совершали крестный ход в Успенскую церковь. А в честь торжественного возвращения святыни в наш город ежегодно 12 декабря (вплоть до начала ХХ века) в местных храмах проходили службы.
Памятником пребывания в Новгороде Ржевско-Оковецкой иконы долгое время оставался список с этой чудотворной иконы, который, как сообщила главный хранитель Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Юлия Коломыцева, в настоящее время не сохранился.
НА ПУТИ К СВЯТОСТИ
Но вернёмся к рассказу о нашем земляке. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский мужской монастырь, начиная с XV века, являлся одним из центров церковной и политической жизни не только Новгородской земли, но и всей Руси великой. Он находится в семи километрах от Новгорода и действует по сей день (уже как женский монастырь). Дата его постройки – 1192 год.
А в 1532-м Василий III дал монастырю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только великий князь, в духовных – новгородский архиепископ, и освободил обитель от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (теперь г. Старая Русса). Согласно писцовым книгам XVI века, монастырю принадлежали крупные земельные владения в Обонежской, Водской, Деревской пятинах, соляные варницы и дворы в Русе (соль являлась одним из стратегических запасов), рыбные ловли в Волхове, Онежском озере. В благоустройство монастыря делали вклады: царь Иоанн IV, В. Оболенский (покров с изображением прп. Варлаама), другие исторические деятели..
В XIII-XVI веках монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. В архивах и сегодня сохранились отдельные древние манускрипты из этого собрания. Сам монастырь в XV веке представлял собой уникальный архитектурный ансамбль. Несмотря на то, что после присоединения в 1478-м Новгорода к Москве обитель утратила часть имений, она оставалась одной из богатейших в Новгородской епархии.
Расцвет монастыря связан с покровительством великого князя Василия III (1479-1533), особо почитавшего прп. Варлаама (перед кончиной он принял схиму с именем Варлаам). Существует предположение, что отец князя Василия III – Иоанн III (1440-1505) – стал своего рода «крестным отцом» для ржевитянина, будущего прп. Владимира Белопесоцкого, разглядев в насельнике Варлаамо-Хутынского монастыря большие светские и духовные возможности. И есть все основания полагать, что именно его как практичного и опытного в военном деле человека он назначил служить на южных рубежах Московии, под Каширой, где осуществлялось строительство пограничных военных крепостных фортификаций (в этом месте тогда проходила «засечная черта» княжества).
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.