Об этом событии написано немало. В конце 1917 года в Ржеве в течение нескольких дней проходил так называемый «пьяный бунт». Солдаты запасных полков и горожане разгромили склады пивоваренного завода и казённый военный склад.
Вот как писал о происходящем в тот период в своей книге «Ржев» известный краевед Николай Михайлович Вишняков: «Местные кадетско-меньшевистские деятели задумали гнусное дело: споить гарнизон и население, натравить пьяных на революционный актив, разгромить Совет и комитет организации большевиков, устроить резню в городе и волостях. Вместе с группой старших офицеров они организовали провокационный разгром сначала пивных складов Клейна, а затем и складов монополки (завода по производству монопольного алкоголя – авт.), где были большие запасы спирта и водки. Как вспоминают т.т. Люляк и Лапшин, «три дня свирепствовала пьяная стихия, но задуманное подлое дело не удалось». Мобилизованы были все большевики, весь солдатский, рабочий и крестьянский актив. Во все полки, на заводы и в волости были посланы представители Совета, которые разъясняли провокационный смысл затеянной пьянки. На четвёртый день беспорядки удалось прекратить». Итак, согласно версии краеведа, это был контрреволюционный заговор, который ликвидировали представители Советов и большевики.
Немного по-другому рассказывает об этих событиях в Ржеве известный польский писатель, лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош. Он вместе с родителями во время Первой мировой войны оказался в Ржеве. Будущему литератору в это время было всего шесть лет. Но свои детские впечатления он изложил позднее в статье «Десять дней, которые потрясли мир».
Чеслав Милош пишет: «Для свободы есть разные определения. Одно из них гласит, что свобода – это возможность пить водку в неограниченных количествах. В Ржеве солдаты разгромили казённую винную лавку. Спиртное потекло по сточным канавам, а жители города, не в силах глядеть на такое расточительство, ложились на край канав и пили». Говоря другими словами, польский писатель считал этот погром проявлением анархии – мол, захотелось солдатам выпить-погулять – вот они и разгромили винный склад. Недавно в Ржев приезжал писатель Сергей Берлин. Он передал в музей копию рапорта начальника 27-й пехотной запасной бригады. Эту бумагу генерал-майор Голынец подал Верховному Главнокомандующему. Вот её текст: «В ночь с 28 на 29 сентября в пивном заводе Иофа и Клейна в Ржеве солдатами 50 и 70 пехотных запасных полков, при участии караула, охранявшего завод, произведено открытое хищение пива. Почти все солдаты этих полков вскоре перепились. Вызвана была сотня казаков 5 Сибирского полка, которая с большим трудом сдерживала огромную толпу солдат, стараясь препятствовать хищению пива и распространению бесчинства пьяной толпы по городу. Значительная часть пива расхищена и выпита на месте солдатами. Остальная большая часть пива вылита из бочек особо назначенными мною людьми. Хищение пива началось около 21 часа 28 сентября и продолжалось более суток. Распоряжение о производстве дознания по сему случаю сделано.
29 сентября утром охранявший казённый винный склад в Ржеве караул от 53-го пехотного запасного полка напился пьян, а вечером того же дня толпы солдат всех четырёх полков бригады устремились к винному складу, и, несмотря на заблаговременно принятые меры, началось открытое хищение солдатами водки и спирта в огромных размерах, которое продолжается до сего времени. Собственных средств гарнизона прекратить разгром совершенно недостаточно, и потому обратимся по телеграфу с просьбой о высылке отряда войск для прекращения беспорядков к Главному Начальнику Минского военного округа, командующего войсками Московского военного округа и Начальнику Зубцовского гарнизона».
Письмо было отправлено 30 сентября. Жаль, что это лишь часть рапорта. Но нам известно, что в Ржев был отправлен отряд кубанских казаков в составе 200 человек, а также военные из Твери и Вязьмы. Только с помощью военных отрядов удалось справиться с «пьяным бунтом» в городе.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.