В РЕЙТИНГЕ ЛУЧШИХ

150 лет назад, в октябрьские дни 1874 года, по решению городской Думы в Ржеве была открыта прогимназия из четырёх классов, которая приняла детей не только Ржевского, но также Бельского, Торопецкого, Осташковского и Старицкого уездов. Позднее она стала шестиклассной, а в 1901 году – полнокомплектной восьмиклассной гимназией. Располагалась она в районе Тетеринской слободы, на левом берегу Волги, недалеко от впадения в неё Холынки, – на Троицком взвозе (ныне это улица Чайковского).

Трёхэтажное здание гимназии в классическом стиле было построено в конце XIX века, но свой окончательный вид приобрело в начале двадцатого, когда её директором стал Павел Стеблов. За восемь лет его руководства (1901-1909) учебное заведение вошло в рейтинг лучших – не только на уровне Тверской губернии, но и всей России. Мужская гимназия в тот период – основной тип средней общеобразовательной школы, где учились дети дворян, чиновников, интеллигенции. Согласно данным на 1910 год, в Ржевской мужской гимназии обучались 343 гимназиста и работали 39 преподавателей.

ЧЕСТЬ МУНДИРА

В фондах краеведческого музея хранятся любопытные воспоминания бывших гимназистов, которые дают представление о мужской гимназии. Наиболее интересны воспоминания Бориса Корчажинского (годы учёбы – 1900-1908). Принимали в гимназию детей с 8-9 лет – в приготовительные классы, с 10 лет – после домашней подготовки с учителем. В приготовительных и младших классах обучались по 40 человек, в старших – 20-30, в выпускном – порядка 20.

«Для меня был сшит гимназический костюм, к которому прилагался ремень с пряжкой, фуражка с белыми кантами и знаком «РГ» (Ржевская гимназия) на ней. Светло-серая шинель с пуговицами под серебро, высокие подбрючные сапоги и ранец для книг, обитый тюленевой шкуркой, дополняли мой новый облик», – вспоминал Корчажинский.

Основные требования к ученику были в основном изложены в гимназическом билете. Они сводились к обязанностям вне гимназии держать себя безукоризненно, быть опрятным и чистоплотным, не нарушать дисциплину, правила вежливости и уважения к старшим. Обучение было платным. Гимназисты изучали Закон Божий, родной язык, латинский и греческий, литературу, историю, географию, математику, физику, химию и чистописание.

ОРНО, ОРНАС, ОРНАТ «Будучи в первом классе, я особенно любил уроки латинского языка. Преподавал латынь инспектор гимназии, бывший директор прогимназии Павел Симсон. Павел Фёдорович – небольшого роста, полненький, с блестящей лысиной и всегда заботливо-добрым выражением лица – увлекательно вёл свой урок. Он заставлял нас повторять за ним всем классом спряжение того или иного глагола. И сейчас я помню спряжение глагола орно – украшаю. «Ну, дети, повторяйте за мной!» – и своим тонким, звучным голосом начинал распевать: орно, орнас, орнат – я украшаю, ты украшаешь, он украшает…

Павла Фёдоровича часто можно было встретить идущим по берегу Волги и внимательно всматривающегося в расщелины и трещины известняка, который покрывал крутые волжские берега. У него было очень много лично им собранных коллекций камня и известняка, характеризующих строение берегов и самого ложа верховьев Волги. Симсон был отличным знатоком природы родного края, образованным краеведом. Обращаясь к детям, он называл нас самым ласкательным именем: «Поди ко мне, дружок мой!».

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД ВОЛГОЙ

Если Павел Фёдорович жил неподалёку от гимназии в собственном доме, то за мной к концу занятий нередко присылали лошадь. Но я любил ходить домой пешком вместе с большинством учеников. Как только лёд окончательно сковывал Волгу, мы, живущие на Князь-Дмитриевской стороне, ходили через реку прямо по льду. Это значительно укорачивало нам путь – не нужно было добираться до моста через Волгу. Достаточно было спуститься с довольно крутой горы (Троицкого взвоза) к стоявшему тотчас за впадением речушки Холынки в Волгу посёлку Тетерино, перейти через реку по направлению к Владимирской церкви, подняться по более отлогой горке на нашей стороне, и через каких-нибудь 7-10 минут ходьбы я уже дома.

Любил я утренний звон соборного колокола, сзывающего горожан к обедне. Это по времени как раз совпадало с моментом выхода из дома в гимназию. Приятным, родным мне был этот звон. Ах, как хороши были первые годы учёбы в гимназии!

ОТ РОЖДЕСТВА ДО МАСЛЕНИЦЫ

Ранней осенью, 16 августа по старому стилю, каждый ученик радовался возобновлению занятий после летней разлуки со школой. Новые предметы, новые учебники, новенькое обмундирование – всё это занимало нас. Затем мы чувствовали приближение рождественских каникул, которые обещали массу удовольствий.

Детская ёлка в городском клубе и в отдельных домах, детские балы и рождественские маскарады – дни праздников вспоминаются как особенные. Через какой-нибудь месяц после каникул наступали дни масленицы, которые в Ржеве были периодом большого оживления. И сейчас живо представляю себе каток на торговой площади Князь-Фёдоровской стороны, освещённый керосиновыми фонарями. Любил я свет фонарей, горящих на катке, любил слушать музыку нашего полкового оркестра и наблюдать, как под эту музыку плывут пары, тройки и даже четвёрки катающихся на коньках. Каток объединяет все возрасты. Это зимнее волшебство, стирающее возрастные границы…

Со второй недели Великого поста в Ржеве обычно устраивали ярмарку. На торговой площади, около катка, выстраивались в два ряда торговые палатки со сластями, кустарными и гончарными изделиями, игрушками, обувью, тканями и прочая. Тут же выступал цирк, работали карусели, палатки с различными панорамами, балаган Петрушки, кукольный театр, паноптикум с восковыми фигурами. Ярмарка обычно длилась три-четыре недели, и народ толпился там с утра до вечера.

ШКОЛЬНАЯ СТРАДА

До пасхальных каникул следовало оглянуться на пройденное в школе за три четверти. Уже нельзя было допускать ни одной неудовлетворительной отметки. Это грозило возможностью застрять в том же классе на второй год. Нужно было взять, как говорится, себя в руки и серьёзно заниматься. Пасхальные каникулы, как и рождественские, длились две недели. Тотчас по окончании их начиналась страдная пора у школяров – пора подготовки к переходным экзаменам…

Подход к успеваемости был крайне жёстким: ко всем без исключения гимназистам предъявляли одинаковые требования – без скидок на социальное положение. Иногда за успехи в учёбе детей малоимущих родителей освобождали от платы за обучение. Более того, в 1906 году для особо одарённых учеников директор учредил личную именную стипендию.

После событий 1905 года как центр общественной жизни оживилось земство. Появились новшества и в гимназии. Увеличили число загородных экскурсий под руководством преподавателя естествознания с целью наглядного знакомства с природой, жизнью растений непосредственно в лесу, в поле, на лугу. Было образовано несколько кружков – драматический, музыкальный, литературный, математический, астрономический, хоровой. Стали чаще устраивать вечера в мужской и женской гимназиях, созывать родительские собрания с участием представителей от учащихся старших классов».

АРИСТОКРАТЫ НРАВСТВЕННОГО МИРА

В гимназии работали незаурядные, яркие, самобытные, профессиональные педагоги. Их набирали строго по конкурсу, а основные административные должности утверждали на уровне Московского учебного управления. В «личный состав» гимназии входили: директор, законоучители, преподаватели, надзиратели и врачи. Педагоги и наставники проходили серьёзный конкурс на свободные вакансии, большинство имели рекомендации на преподавательскую работу из губернских центров.

«Воспитатель не может принадлежать, по выражению Шиллера, к обыденным натурам, которые платят тем, что они делают. Он принадлежит к «аристократии нравственного мира», и, следовательно, должен платить тем, что он сам собой представляет», – уверен Корчажинский.

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ

«Одно время я с большим удовольствием посещал занятия астрономического кружка, которым руководил Сергей Архангельский. Это он пробудил во мне интерес к звёздному небу, показав в телескоп, установленный на крыше гимназии, незабываемую красавицу звезду Вега в созвездии Лира, поразившую меня своей холодной красотой. Сергей Павлович заслуженно пользовался любовью и уважением учеников. Он служил образцом хорошего, знающего свой предмет, вдумчивого и внимательного педагога.

Василий Николаевич Ильинский умел быстро дисциплинировать – как весь класс, так и каждого ученика в отдельности. У него вид какого-то прирождённого победителя. Да, педагог, умеющий сразу дисциплинировать класс в целом, обеспечить внимательность всего класса и сохранить силы и бодрость каждого ученика – это победитель!

Сергей Смирнов преподавал литературу. Он воспитывал в нас любовь к русской жизни, русской природе, русским людям. Когда вспоминаешь Сергея Ильича, то встаёт передо мной чудесное русское лицо, от которого не хочется отрывать глаз. У него красивые карие глаза, мягкие черты лица, чудесная бородка…

Иосиф Иванович Каширин – очень добрый и мягкий человек. «Ну-с, что же-с? Как даётся вам физика? Порадуйте нас своими достижениями. Порисуйтесь перед классом – это кому не пойдёт, кого не украсит?». И глаза его, красивые голубые глаза, полны смеющегося блеска!

Из 24 человек, окончивших в 1910-м гимназию, 19 поступили на физико-математический факультет и в другие высшие технические учебные заведения, что в те времена при очень высоких требованиях на вступительных экзаменах было не так -то просто!

Законоучитель Василий Соколов был священником гимназической церкви во имя святой великомученицы Екатерины. Приход небольшой, но служба отца Василия, его проповеди собирали много молящихся и приходивших послушать батюшку обывателей. Но, наверное, это скорее были не обыватели, а граждане. Обыватели не могли простить отцу Василию то, что он в рясе на велосипеде ездил. Мы, подрастающая молодёжь, знали его как законоучителя, священнослужителя с академическим образованием, автора книг по богословию и этике, педагога, владеющего словом и умеющего завладеть вниманием своих слушателей – полностью, всецело.

ВОСПИТЫВАЙТЕ БЛАГОРОДСТВО!

По принятой традиции выпуск из гимназии всегда сопровождался устройством в складчину пикника. Это было и прощанием с педагогами и их напутствием перед предстоящей разлукой. Директор гимназии Павел Стеблов напомнил: какой путь не был бы избран каждым из нас, мы должны помнить всё то хорошее и благородное, что в нас стремилась вложить школа и к чему она звала нас.

«Жизнь коротка, так надо же дорожить каждым её часом, поддерживая в себе огоньки лучших человеческих устремлений и отдавать свои знания, свой опыт, свою энергию и труд на благо общества и его лучшего будущего, – призывал Павел Павлович. – Будьте честными, любящими своё дело, работающими не за страх, а за совесть тружениками. Смолоду берегите себя, всё лучшее в себе и всё больше укрепляйте и воспитывайте в себе черты благородства. Со зрелой вдумчивостью относитесь к каждому шагу своему в жизни. Будьте честны, благородны и трудолюбивы!».

Подняв рюмки, стоя, мы подхватили дружным хором начатую кем-то из нас студенческую песню «Гаудеамус игитур». Уже под раннее утро Павлу Павловичу подали тройку лошадей, и он поспешил в собор к заутрени…».

ИЗ МНОЖЕСТВА ПАЗЛОВ

Вот так понемногу, с миру по нитке, и собирается воедино история ржевского края. И деятельность мужской гимназии – один из множества пазлов в огромной картине нашего общего прошлого. Гимназия просуществовала до 1918 года, и 1 октября была переименована в 1-ю ржевскую школу 2-й ступени, а в январе 1922-го – в 4-ю советскую школу 2-й ступени, которая существует и поныне, но уже как МОУ «СОШ №4».

Ирина КУЗНЕЦОВА.

На снимках: гимназия и гимназисты (1909).

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.