На минувшей неделе в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского прошла региональная научно-практическая конференция «Употребление термина «без вести пропавший воин» как военно-историческая и духовно-нравственная проблема». Организаторами конференции, которая была приурочена к 75-летию Победы, выступили Тверская региональная общественная организация ветеранов ВДВ и войск специального назначения «Ржевский союз десантников», Тверской филиал Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина и Ржевский колледж имени Н.В. Петровского.
В работе форума приняли участие учёные, представители и ветераны органов ФСБ, МВД, УФСИН, СУСК, прокуратуры, военного комиссариата, директора и преподаватели истории и литературы учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных школ, руководители предприятий и организаций, ветераны Вооружённых сил РФ.
Участников и гостей конференции поприветствовал исполняющий полномочия главы города Роман Крылов.
Роман Сергеевич отметил: не случайно эта конференция проходит 3 декабря, в День Неизвестного солдата. Этот памятная дата призвана увековечить бессмертный подвиг, которые погибли, оставшись неизвестными. «Все мы прекрасно понимаем: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», — резюмировал он.
Участники конференции говорили о Ржевской битве, поисковом движении в Тверском регионе и, конечно, об употреблении термина «без вести пропавший воин» как военно-исторической и духовно-нравственной проблеме. Основной доклад на эту тему представил Борис Жуков, заслуженный учитель России, кандидат психологических наук, директор колледжа им. Н.В. Петровского, председатель Ржевского Союза десантников.
В своём выступлении Борис Викторович поставил вопрос о медленных темпах поисковых работ — по причине самоустранения от этого процесса органов государственной власти. Государство, по мнению докладчика, переложило свои прямые обязанности на поисковые отряды, которые занимаются раскопками в отпускное и каникулярное время, чаще всего — за свой собственный счёт. Докладчик указал на отсутствие в нашей стране общественно-государственной программы, которая регламентировала бы участие в этом общенародном деле национальной важности, причём под Ржевом — в первую очередь.
Борис Жуков призвал участников конференции обратиться к президенту В. Путину с ходатайством о формировании в Ржевском районе отдельного поискового воинского подразделения, как это сделано в Ленинградской области (речь идёт о 90-м Отдельном специальном поисковом батальоне).
Борис Викторович попытался детально разобрать термин «пропавший без вести» — с точки зрения его военной, исторической, лингвистической и логической некорректности. «По отношению к погибшим в Ржевской битве солдатам и офицерам термин «пропавший» звучит оскорбительно и кощунственно», — заявил Борис Жуков. А затем призвал не употреблять это выражение на уроках истории и литературы, в СМИ и публичных выступлениях. А взамен предложил другой термин: «безвестно павший» или «не вернувшийся из боя».
Эта тема вызвала бурные обсуждения. Научным оппонентом к докладу Бориса Жукова выступила кандидат филологических наук, доцент Инна Малютина. Она сообщила о неоднозначном отношении к термину «пропавший без вести» в научных трудах и публицистике, привела научно обоснованные замечания по практике его применения.
Профессор из Твери Вячеслав Воробьёв рассказал о судьбе десантника Георгия Вершинина. Уроженец Вышневолоцкого района, в годы Великой Отечественной войны он совершил подвиг, за который был представлен к званию Героя Советского Союза. Поскольку тела младшего сержанта Вершинина на поле боя не нашли, то это звание ему присвоили посмертно. Но, как оказалось, Георгий Павлович был контужен и попал в плен к немцам. Потом бежал, стал партизаном. После соединения с Красной Армией Вершинина арестовали и осудили. Освободился он только в 1954 году. К тому времени указ о награждении был отменён. Началась долгая работа по реабилитации, но она, увы, ничем не закончилась. Г. Вершинин умер в 1966 году, так и не получив заслуженную награду. Впоследствии В. Воробьёв нашёл его заброшенную могилу.
Представитель поисковиков Виктор Смирнов рассказал о работе по розыску останков советских солдат и офицеров. Автор этих строк доложил собравшимся об особенностях Ржевской битвы. Игорь Ли- бензон прочёл три своих стихотворения, посвящённые войне. По итогам конференция была приняла резолюции. Вот только некоторыек её пункты: «В связи с этим конференция считает целесообразным:
1. На уроках истории и литературы, в публичных выступлениях, научных публикациях, в средствах массовой информации и личном общении избегать применения термина «без вести пропавший», заменяя его на «безвестно павший», «не вернувшийся из боя» воин.
2. Такого количества павших и не захороненных солдат, как под Ржевом и на всей территории Ржевской битвы, нет ни в одном регионе, где в годы войны велись боевые действия. По этой причине поисковая работа именно здесь должна вестись особыми темпами. Не вызывает сомнения целесообразность разработки специальной общественно-государственной программы Тверской области по данной тематике, с приданием поисковым отрядам и их членам государственного статуса.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.