Перед открытием в ВЗ экспозиции с таким названием состоялся художественный совет, если так можно назвать группу энтузиастов во главе с Ириной Аввакумовой, взваливших на свои плечи отбор работ для юбилейной выставки с военной тематикой. За три дня до вернисажа устроители любовно расставили картины вдоль стен и стали пристально в них вглядываться.
Новинками, посвящёнными непосредственно 75-й годовщине Победы, порадовали далеко не все. Многих художников эта дата буквально застала врасплох. Не избежал этой участи и автор этих строк, пожелавший поразить воображение собратьев по цеху. Я заказал в «Антураже» фигуру советского солдата и силуэты журавлей с мемориального комплекса, работа над которым близится к своему завершению.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Эти строки после войны написал дагестанский поэт Расул Гамзатов, композитор Ян Френкель сочинил музыку, а артист Марк Бернес гениально её исполнил. Коллаж, показанный председателю худсовета, восторга не вызвал.
– Фон, если это плакат, он же коллаж, не должен быть покрыт масляной краской, – скорее, бумагой или акрилом, – заметила по телефону устроительница экспозиций в «Текстильщике».
Этого ещё не хватило, чтобы я расстался с мыслью поразить воображение коллег! И остановился на портрете якутского снайпера из п. Сеге-Кюель за Полярным кругом, которого я написал в далёкие семидесятые, как только приехал на Крайний Север. Это был ушастый, кривоногий, но крепкий якут – с характерным прищуром узких глаз, нацеленных на дичь, соболя, белку, песца. Но это в мирное время, а во время войны – меткого снайпера, положившего из винтовки с объективом немало фашистов. Помню, как Омоллон Сивцев удивился, когда сказали, что его будут рисовать, но терпеливо позировал не менее полутора часов, а затем с таким же удовольствием встал с табурета и ушёл в морозную мглу. С тех пор прошло полсотни лет, но портрет чудом сохранился, более того, сыграл важную роль в знакомстве с Тверским творческим Союзом художников.
«Прощай, друг!» – картина, созданная Р. Бурцевым, слезу не выжимает, но заставляет содрогнуться от предчувствия скорой гибели четвероногого друга, посылаемого на смерть. Джульбарс, Мухтар, Граф (из фильма «Пёс») – все они талантливо показаны в любимых сериалах, а теперь выплеснулись на полотно. Автор блестяще решил изобразительную задачу, включив в сюжет сам каркас, остов картины с неровными, рваными краями, безо всякой рамы. Композиция складывается из двух составляющих, подчёркнутых контрастом чёрного и белого: мрачного немецкого танка и советского солдата с собакой. Пространство между ними драматически напоминает о смерти, которая на войне – всегда рядом. Позиция зрителя определяется уверенным приглашением принять участие в судьбе собаки, идущей на свой последний бросок под танк. Правда, как утверждает сам автор, досконально изучивший этот предмет, были случаи, когда пёс, выученный дёргать за верёвочку, сбрасывал с себя смертоносный груз и уходил из-под танка живым.
Как всегда, задала тон продуманностью оформления своих работ Ирина Аввакумова, член Союза художников России, осмыслив собственное видение войны. Пять картин составили единое цветовое пятно в системе координат экспозиции. «Букет бабушке», «Дети войны», «Деревенька моя», «Дом детства» и «Покрова» – все так или иначе связаны с воспоминаниями о военном лихолетье, не выбиваясь из поставленной сверхзадачи. Как всегда, художник достигает желаемого впечатления уравновешенностью крупных цветовых масс, чёткостью пластики форм.
Член ТСХ, педагог ДШИ №3 Андрей Гриц выдал к юбилею Победы новую работу, назвав её «На Ржевской высоте», облюбовав знакомый, но увиденный заново окопный мотив, знакомый по книге А. Бека «Волоколамское шоссе» (с привязкой к Ржеву). Тщательно изучая историю боёв, художник обратился за справочными данными к консультанту Игорю Рослякову, знатоку амуниции и шанцевого инструмента советских и немецких солдат. Сюжет картины несколько напоминает фильм «Женя, Женечка и «Катюша», но без громоздких тягачей и зачехлённых орудий. На первом плане изображена фигура солдата с рюкзаком за спиной, чуть правее связистка кричит в оглохший телефон свои позывные – прямо, как в поэме К. Симонова «Сын артиллериста»: «Координаты 5-10, дайте море огня!».
За два дня до вернисажа художники доставили в ВЗ основную массу картин, счастливо избежав дотошного взгляда членов худсовета. Пять полотен привёз Владимир Соловьёв, из них одно оказалось новым. Картина «Возвращение» – это обновление творческого почерка художника. Она отличается целостностью и эпичностью образного строя. В центре, в прямоугольнике полотна – фигура женщины с ребёнком, возвращающихся домой после войны. Позади – колючая проволока, впереди – неизвестность родного, но разрушенного города. Тщательно прослежена характерная для Соловьёва пластика земной поверхности. Цветовой строй предельно лаконичен, натурализм, чуждый художнику, уступает место экспрессивному искажению.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.