В интернет-пространстве 25 мая ежегодно отмечают необычный праздник – День полотенца. Казалось бы, что о нём вспоминать – всем известном и простом предмете обихода! Но, как выяснилось, и у него есть своя интересная история.


В России всегда существовали замечательные традиции по отношению к этому старейшему атрибуту повседневности, сопровождающего живущих на земле от момента рождения до самой смерти. Наши предки представляли полотенце как судьбу человека, дорогу, по которой он пришёл в этот мир и по которой уйдёт в мир иной, пройдя через все предначертанные ему радости и испытания.

Полотенце имело трёхмерную конструкцию: мир предков (белая вышивка по белому), средний мир (земля, птицы, цветы) и мир небесный (рай, верхний мир). Оно как бы состыковывалось из двух повторяющихся и одновременно зеркально отражающихся симметрий. Один его конец – это сегодняшний мир бытия, второй – другой мир, неведомый, дальний. Полотенца, особо хранимые в семье, обычно передавали по женской линии: от матери – к дочери, от бабушки – к внучке.

Полотенце – обобщённое название предмета жизненного обихода. Например, утиральник – грубая холстина для вытирания рук, а полотенчиком-«квашником» добрая хозяйка прикрывала свою стряпню «от заветривания» или от дурного глаза. Прежде вещи – такие, как полотенца и пояса, многое говорили о людях и сопровождали их в течение всей жизни, являясь его оберегом. На отрез белой ткани (подобие полотенца-ветоши) принимали ребёнка от роженицы. Вышитое полотенце дарила чаду крестная мать при крестинах. Когда же деточке исполнялся годик, обязательным подарком к этому дню было нарядное новое полотенце. А на именины крёстные и бабушки дарили детям праздничные полотенца-рушники.


Если готовилась девушка к сговорённой свадьбе, ей следовало вышить не менее 5 полотенец – для свекровушки, свёкра, сватов и невесток, чтобы не держали на неё зла. Когда же наступал свадебный день, вышитым полотенцем (без единого узелка) скручивали руки молодых, дабы никто их уже не развязал. Полотенцем через плечо повязывали «шаферов» – свидетелей столь радостного события и важнейших участников свадьбы. При венчании молодые вставали на праздничное браное полотенце («выкладные браные платы» – богато орнаментированные изделия) – чтобы вместе пройти дорогу жизни. На браном полотенце также выносили молодой семье хлеб-соль, желая здоровья, долголетия, процветания. Праздничными, с разноцветными цветочными узорами полотенцами украшали дом, где гости собирались на свадебный пир. Полотенцем-рушником с украсами одаривала молодая жена особо дорогих гостей, в том числе дальних родственников, присутствовавших на свадьбе, – чтобы вспоминали о ней в дороге, желали добра и счастья.

Полотенце-вышиваночку мать передавала сыну в дорогу – в армию ли, в далёкие земли, чтобы помогло да сберегло оно от дурного глаза да недобрых людей, чтобы крепче помнил парень родимую сторонку. Полотенце приносили гости в дом на православные праздники, в семейные торжества, в дни именин. Украшали «святой кут», «красный угол», «божницу» – святое место каждого крестьянского дома. В этом случае использовали большое нарядное полотенце длиной до 3 метров. На двух больших белых грубых полотенцах-холстах (до 5-7 метров) несли усопшего в мир иной. В скорбных обрядах таким образом знаменовали последнюю дорогу человека и молитвенную память живых об ушедшем.


На Руси девушки с юных лет готовили приданое: шили и вышивали полотенца, украшали их вязанием, бахромой, кружевами. И в каждом регионе были популярны различные виды и техники вышивки, свои особенности. Любая мастерица могла легко отличить, например, тверскую вышивку от орловской, украинскую – от белорусской или татарской. Полотенца вышивали, чаще всего, крестом, браным ткачеством, иногда с добавлением строчевой, узорной или орнаментальной вышивки.

Вышивка выполнялась по льняному полотну льняными, шёлковыми или шерстяными нитками, которые красили вручную – природными красителями: травами, корой деревьев, кореньями. Каждая вышивка рассказывала о рукодельнице, о событии, к которому приурочено конкретное обрядовое полотенце (сватовство, свадьба, крещение и т.п.), заключала в себя различные пожелания, благодарность и так далее.

Вышивка на полотенцах всегда была символичной – не только благодаря рисунку, но и цвету ниток, который свидетельствовал о конкретном жизненном событии. Вышивали, чаще всего, красным цветом, реже использовали фиолетовый, синий и зелёный, в некоторых регионах добавляли в вышивку черный цвет. Самыми распространёнными мотивами в вышивке были птицы, фигурки людей, растения, изобилие цветов, лошади. Свадебные полотенца были богаче всех прочих: их «долгие» концы украшали полосками вышивки, кружева, узорного ткачества, ситца, кумача, лент.

Особенной цветовой насыщенностью отличались длинные свадебные полотенца, называемые «колечные платки». Их цветистые расшитые концы («лишвы» или «подрязанки») состояли из множества полосочных наслоений разнообразной цветовой текстуры. В самых нарядных полотенцах его краевые части состояли из десяти-двенадцати узорных дорожек!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.