В этом году статус выпускного класса СОШ №1 им. А.С. Пушкина получил 11 «А». Собственно, ничего выдающегося или необычного в этом явлении нет: в 11-м классе завершается обучение. Но именно этот 11 «А» и именно в этой школе оказался особенным. Выдающимся или нет – пока судить рано, но нетипичным – однозначно. Дело в том, что это первый выпуск кадетского класса юстиции из стен Пушкинской школы.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Идея создать кадетский класс возникла на фоне поддержки этой инициативы в масштабах РФ президентом Владимиром Путиным. Хотя, сейчас говорить об этом наверняка – невозможно. Идея – штука такая: она, скорее всего, существовала и до этого момента. Но когда во многих российских школах начали открываться особые классы, и это стало тенденцией, – отказываться от такой идеи не стали. Тем более что на тот момент в Ржеве уже был создан кадетский класс МЧС – в СОШ №7. В общем, директор Пушкинской школы Надежда Бусыгина, заручившись поддержкой руководства УФСИН, приняла решение перенять этот опыт.
Но это было только полдела. Потому как кадетский класс – это в принципе не для всех. Кому-то не нравится ходить в форме – от слова «совсем». Кого-то не радует жёсткая дисциплина. Кто-то не желает посещать дополнительные занятия. А прочих может не устроить физико-химический уклон образовательного процесса. И это касается не только детей, выпускавшихся из 9-го класса, но и их родителей. Поэтому решение принималось коллегиально, в результате в кадетский 10 «А» попали только те ребята, которые твёрдо решили: это нам необходимо!
– Ребёнок должен выходить из стен школы, будучи разнопланово развитой личностью, – считает классный руководитель «экспериментального» класса Елена Кабанова. – В этом отношении кадетский класс – со всеми профилями и работой, которая проводилась с детьми, – прекрасно иллюстрирует это утверждение. За два года ребятам был предоставлен практически неограниченный спектр возможных видов деятельности по окончании школы. По многим направлениям проведена серьёзная дополнительная подготовка. В результате мы получили то, на что и рассчитывали. Все ученики, у которых с момента поступления в школу был определённый потенциал, сохранили и развили его; получив достойные оценки при выполнении Всероссийских проверочных работ. А четверо кадетов, окончивших 9-й класс на «отлично», стали претендентами на золотые медали.
\
ДИСЦИПЛИНА И ВРЕМЯ
По словам Елены Юзефовны, кадетский класс – это не только красивая форма и дополнительная нагрузка. Даже наоборот – это не столько всё вышеназванное, сколько особая атмосфера дисциплины, порядка и сосредоточенности на учебном процессе. Дети, а сейчас – уже практически выпускники за пару лет научились чётко разграничивать отдых и учёбу. И это, в общем-то, практическое подтверждение мысли, которую я уже неоднократно выражал в материалах, касающихся воспитания подрастающего поколения – детям нравится дисциплина. Нравится порядок. И не потому, что это здорово – когда все ходят строем и выглядят одинаково (даже если одинаково красиво), что тоже играет немаловажную роль. А потому что порядок в жизни – это, прежде всего, порядок в голове. Порядок – когда всё просто и понятно.
Когда не знаешь, за что хвататься, тебя по ночам одолевает множество нужных и ненужных мыслей, ты ничего не успеваешь и всё в том же духе, первое, что нужно сделать, – навести порядок в своём доме. Далее требуется навести порядок с самим временем. Важно осознать: время – конечно. И в сутках, в том числе. Восемь часов нужно вычесть на сон. Из оставшихся следует вычесть рабочее или учебное время. Сколько остаётся? Часов 8-10? Из них вычитаем личное время. В общем, всё, что не относится непосредственно к работе или учёбе, но крайне необходимо. Сколько остаётся? Часа четыре или пять. Это – свободное время. Оно тоже конечно, поэтому его можно провести бездарно, просидев в социальных сетях или в «YouTube», посмотрев сериальчики. Или же использовать в целях саморазвития: сходить на кружок или в музыкальную школу, почитать книгу, заняться спортом. Всё. Никакого другого времени у человека нет, и взяться ему неоткуда.
Естественно, большую часть обязанностей, которые пожирают личное время, за школьников выполняют их родители, таким образом предоставляя им больше возможностей для отдыха. Здесь как раз и кроется подвох: часто предоставленные самим себе дети, как и большинство людей, идут по пути наименьшего сопротивления и свободное время тратят впустую.
В современных условиях переизбытка информации это приводит не только к неспособности сосредотачиваться на объекте интереса хоть сколько-нибудь длительное время, но и к общей хаотичности сознания. Когда в голове суетится куча ненужных фактов из «вэкашечки», перемешанных с теми, что рассказывали в школе, а сверху по этой каше бродит желейный медведь Валера и с грустью повествует о том, что мнение каждого человека важно (особенно мнение по поводу очередного идиотского пранка Мамикса по обматыванию себя скотчем), – учиться, да и просто жить очень сложно.
– У нас урок начинался с того, что командир класса командовал: «Равняйсь! Смирно!». Одна только эта фраза сразу настраивала детей на учебную деятельность. Причём не только самих детей, но и учителей. Ребята получили азы строевой подготовки. Это не значит, что они по школе ходили строем, нет; они научились слышать команды. Что заметно отличает их от других детей, у которых подобной подготовки не было. Мне уже говорят – мол, как же мы без них будем, это же дети, которые с первого раза понимали и с первого раза выполняли какие-то просьбы и поручения по школе! Дети научились слушать и слышать взрослого человека, а это часто несвойственно современной молодёжи. Кроме того, что в классе существовал постоянный настрой на занятия, ребята ещё и в целом были настроены на учёбу, – каждая минута их времени была организована. Потому что невозможно охватить и усвоить большой объём предоставляемых знаний без чёткого плана работы и без следования этому плану.
\
РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ
Спорить с тем, что развитие не одного, а нескольких или многих качеств в одном человеке, – это плохо, наверное, станут только те, кто поддерживает стремления отдельных представителей отечественной «элиты» – с их инициативами по выращиванию грамотных потребителей. Когда ты неплохо освоил школьный курс химии, например, тебя уже могут настораживать формулировки вроде «10^-14 действующего вещества» в популярном «лекарственном» препарате, ведь получается, что ни одной молекулы этого вещества в таблетке просто нет. Если при этом ты не забыл курс истории, вряд ли тебя заденут за живое рассказы о «палеоконтакте» древних египтян с пришельцами. Базовые знания физики и астрономии – это вообще прививка от «плоской Земли» и прочего подобного идиотизма. А если, кроме тех предметов, что проходят в школе все, ты ещё занимался хореографией, самообороной, огневой подготовкой, с тобой проводились занятия по этике, тебе отдельно рассказывали о базовых ценностях общества, – ты «вооружён» по полной программе. Естественно, чем большее количество знаний дано – тем больше усвоено. Что из этого окажет большее влияние на формирование личности – загадка, но точно ясно одно: если знаний тебе недодали, дополучить их довольно сложно; а их отсутствие обязательно когда-нибудь скажется. Если родители тебе не рассказали, почему Луна меняет фазы, и в школе об этом тоже не вели речь, то самому получить такие знания можно будет по большей части только из интернета. А в интернете гуляет мнение, будто это Земля заслоняет часть Луны, что в корне неверно. Зато популярно.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.