Смысл проекта «Русские», стартовавшего в нашем издании в марте текущего года, – попытаться понять суть русского характера и русской души, определить присущие им черты посредством рассказов о людях разных национальностей, проживающих на территории России или за её пределами, но считающих себя русскими по праву наследования обычаев, языка, культуры и вообще всего, что составляет современное понятие «русский» не только для народов нашей страны, но и для иностранцев.

Однако, вникнув в этот вопрос основательнее, мы поняли: без исторических изысканий и аналогий, без письменных свидетельств, дошедших до нас из древности, без научных теорий, изложенных в разных источниках, в раскрытии этой сложной темы не обойтись. Поэтому теперь в проекте «Русские» рассказы о людях, составляющих понятие «русский народ», будут иногда дополнятся историческими справками о тех или иных терминах, событиях, битвах, героях, широко известных исторических личностях – с тем, чтобы как можно ближе подойти к такому всеобъемлющему и вместе с тем такому конкретному понятию – «русский».

Конечно, в желании понять, кто такие русские, мы далеко не первопроходцы: наш читатель отлично знает и о «Повести временных лет», и о «Слове о полку Игореве», и о том, «Откуда есть пошла земля русская». Соперничать с такими великими памятниками древней истории современникам довольно трудно – да, собственно, и не нужно. Но вот изложить свой взгляд на происхождение русского народа, опираясь на исторические источники, мы, безусловно, имеем право. Чем и займёмся прямо сейчас.


РУССКИЕ – НЕ СЛАВЯНЕ И НЕ НОРМАННЫ?

Историю создания Киевской Руси мы все более или менее знаем. Её начало – IX-X века, когда состоялось крещение Руси – событие, определившее весь ход развития единой этнической общности – русского народа (от племенных объединений до государства). А вот то, что происходило до правления Владимира Красное Солнышко, покрыто пылью веков, и выискать в этой пыли правду да ещё построить теорию – дело нелёгкое. И всё-таки трудами учёных они, эти теории, успешно выстроены: на современном этапе развития научной мысли существует несколько теорий происхождения русских.

Есть две основные – норманнская и славянская. Сторонники норманнской теории утверждают, что северные славяне, жившие в теперешней Новгородской и Псковской губерниях, подчинились норманнам, жившим в современной Швеции, Норвегии и Дании, и платили им дань. Однако потом, соединивших с племенами финнов, живших в то время на всей территории Восточно-Европейской равнины, они выгнали норманнских начальников и стали жить самостоятельно. Но неожиданно между племенами славян пошли раздоры, и потому решили они призвать князя со стороны, не из славян. И взоры их странным образом вновь обратились к норманнам.

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами», – якобы сказали славянские послы варяжскому племени Русь. Тогда из Руси пришли к славянам княжить Трувор, Синеус и Рюрик. Два первых умерли, а третий, Рюрик, оставил большое потомство, которое и дало начало Руси как государству и русским как народу. Потомок Рюрика, князь Олег, спустился по великому водному пути к восточным славянам, покорил их и сделал Киев столицей Руси. Так появилось обширное древнее государство – Киевская Русь. Народ же русский есть производное от смешения норманнской и славянской кровей.

А вот что о происхождении русских говорят представители славянской теории. В книге Сергея Быковского «К вопросу о трёх древнейших центрах Руси» говорится: «Этнографические и географические названия «Русь» встречаются в таких районах древних славянских земель, где ни о каком норманнском их происхождении говорить не приходится».

Дмитрий Иловайский в своём труде «Разыскания о начале Руси» предполагает, что русские – это, конечно, славяне, до образования государства подразделяющиеся на восточных, западных и северных. Основным возделываемым растением, употребляемым в пищу, у славян была рожь. У древних славян существовал культ ржи. Недаром все славянские племена именовались именем «рожь», что в переводе с древнетевтонского звучит как rug, с чухонского (прибалтийские племена) – как «руйсь», с карельского – «руись». А от слова «рожь» в русском языке множество производных – например, рожать, рожон и так далее. Корни же племени Русь, по мнению учёных-славянистов, исходят из района Старой Руссы. Город с таким названием сохранился в Новгородской области до сих пор.

Интересную, в какой-то степени мистическую или, лучше сказать, божественную версию происхождения русских даёт, опираясь на древние источники, Александра Ефименко, автор учебника русской истории, изданного в 1909 году. «В IX веке какой-то народ «Русь», про который византийские писатели свидетельствуют, что его «все знают», опустошает южный берег Чёрного моря, завоёвывает всё побережье от Корсуня до Керчи, берёт Сураж (Судак) после десятидневного боя, нападает на византийский Царьград…».

О нападении Руси на византийский город, которое было предпринято в 860 году, свидетельствует патриарх Фотий, а уже через два года последовало создание русского государства. Русь господствует на Чёрном море, которое в то время называли Русским морем. На вопрос: откуда взялось это могучее племя Русь, давшее начало русскому народу и святой Руси, – автор учебника не даёт точного ответа. Ясно только, что русские – это и не славяне, и не норманны.

ПОТОМКИ СКИФОВ ИЛИ НАСЛЕДНИКИ АНТОВ?

Есть ещё ряд теорий происхождения русских. Вот одна из них. Русские – это народ, появившийся от смешения славянской и финской кровей. Одно из финских племён – Чудь или Чудь белоглазая, как называли это племя славяне, оставило огромный след в русской географии, истории и лингвистике. Есть у нас Чудское озеро, есть в Лениградской области город Чудово, есть в русском языке такие слова, как чудной, чудо, чудовище, чудак, которые, надо думать, являются производными от финских наречий.

Вот что пишет Николай Андреев в книге «Удельная или княжеская Русь» 1910 года издания: «Уездный город в Тверской губернии Весьегонск напоминает, что здесь жила когда-то Весь (финское племя), которую русские называли Весь ёгонская. А город Муром на Оке возник в земле племени Муромы».

По обеим берегам Днепра находят скифские захоронения. Никита Парфлагонянин в жизнеописании патриарха Игнатия упоминает о свирепстве скифского народа Рось в окрестностях Царьграда. Многие учёные предполагают, что русские и есть представители этого древнего народа, а, значит, потомки скифов. Сейчас уже известно, что скифы – народ, имеющий богатую культуру и довольно развитые по тем временам ремёсла.

Анты, древний народ, также может быть предшественником народа русского. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники арабских, греческих и других авторов.

Версия о том, что русскими назывались племена, проживающие по берегам правого притока Днепра – реки Рось, также лично мне кажется весьма состоятельной. Земледельческие племена, населявшие этот регион, вполне могли называться русскими, и очень вероятно, что именно эти племена захватили Киев и двинулись по Днепру дальше, создавая предпосылки для будущего мощного православного государства – Киевской Руси, а затем и России. Кстати, в слове Россия название реки Рось слышится явно и однозначно.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

Как выглядят этнические русские? Трудно сейчас это определить, поскольку на протяжении веков Русы передвигались по территории современной России, находились и под монголо-татарским игом, и в тесных сношениях с финнами, балтами и норманнами, другими племенами и народами.

Много странствовавший по свету арабский путешественник Ибн Фадлан (X век) остался под впечатлением от древних русов: «Высоки, словно пальмы, телом белы, краснощёки и светловолосы». А вот еще один арабский писатель – Ибн Мискавай, который так говорит о Русах: «Этот народ велик, они крупного телосложения, у них большая сила! Не знают они отступления, и ни один человек из них не обратится в бегство, пока не убьёт или не будет убит сам».

Но эти описания, конечно, не дают полного представления о русских. Представители славянской теории происхождения Русов говорят о том, что они носили короткие куртки, обладали светлыми и часто кудрявыми волосами. Мужчины носили рыжие или чёрные бороды Цвет глаз у русов – преимущественно карий, но от смешения с племенами норманнскими и финскими глаза у русских со временем становились всё светлее, и потому большинство древних авторов всё-таки описывают русских как людей со светлыми (русыми) волосами и голубыми или серыми глазами.

НРАВЫ И ХАРАКТЕР

В характере русского народа часто отмечают такие свойства, как терпеливость, национальная стойкость, соборность, щедрость, безмерность (широта души), даровитость. Николай Лосский в своей книге «Характер русского народа» начинает исследование с такой черты русского характера, как религиозность. «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием. Именно поэтому идеалом для русского человека становится не богатая, а святая Русь. Становление русского характера во многом проистекает от православия, идеалы которого: раскаяние, самопожертвование, милостыня, почитание старших и родителей, равнодушие к богатству или славе».

Безусловно, как и у каждого народа, у русских есть свои недостатки и достоинства, которые очень ярко отражаются в народных пословицах и поговорках. «Русские долго запрягают, но быстро едут», «Лучше грозный царь, чем семибоярщина», «И один в поле воин, если по-русски скроен», «Русский с горя поёт и с радости», «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», – вот так метко и справедливо говорит русский народ сам о себе.

Но мы знаем и о том, как говорят о русских иностранцы от начала веков и доныне. Но приводить эти свидетельства, часто довольно обидные и поверхностные, мы не будем. Лучше ещё раз зададимся вопросом: почему мы – русские? Почему нас так называют, откуда есть пошёл народ русский и вся православная Русь? Кто были наши далёкие, мудрые и воинственные предки, которые смогли составить из многочисленных племён, народов, народностей и этносов одно большое, могучее государство, которое существует вот уже более тысячи лет?

Много испытаний за это время выпало на нашу долю, а мы живём, развиваемся, вбираем в себя всё лучшее от народов, проживающих на территории России и за её пределами. Сегодня Россия – еще и последний оплот веры Христовой, в которой, вопреки всему, стоим мы твёрдо, оберегая её от посягательств бесовских, чинимых руками европейских правительств и новых англосаксонских варваров. Недаром говорят наши братья-сербы: «На небе Бог, а на земле – Россия»!

Ирина Дмитриева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.