В сентябре на вокзале станции «Ржев-Балтийский» будет официально открыта обновлённая экспозиция, посвящённая истории Ржевского железнодорожного узла. Для того, чтобы создать подобную выставку, нужно прочувствовать всю мощь и поэзию железной дороги, а затем облечь в сильные и яркие образы, способные удивить посетителей. Каким предстанет этот мир с нового ракурса, рассказывает наш собеседник, методист отдела по сохранению исторического наследия старейшей в России Октябрьской железной дороги Любовь ПОЯРКОВА.
ТРИ ТЫСЯЧИ ЭКСПОНАТОВ
– Любовь Александровна, огромный познавательный и воспитательный потенциал истории железнодорожного транспорта долгое время не был должным образом представлен вниманию широкой общественности. Как решается этот вопрос на Ржевском железнодорожном узле сегодня?
– Область историко-культурного наследия железнодорожного транспорта для большинства людей, далёких от железной дороги, – «терра инкогнита». И на самом деле, это непочатый край исторического содержания, тематически завязанного на все важнейшие события внутри страны на протяжении двух столетий.
120 лет насчитывает трудовой путь локомотивного депо на станции Ржев-Балтийский. История одного из старейших предприятий Ржевского узла лежит в основе экспозиции, которая в течение последнего года была значительно обновлена и получила современное звучание. Работы проводились по поручению начальника Октябрьской железной дороги Виктора Георгиевича Голомолзина. Экспозиция должна стать ещё одним значимым объектом для туристов и путешественников, посещающих Ржевский мемориал, который был торжественно открыт в 2020-м. А в мае этого года железнодорожники запустили прямой маршрут к памятнику и оборудовали одноимённую остановочную платформу.
Музей локомотивного депо создавался ветеранами и энтузиастами предприятия, начиная с 50-х годов XX столетия. Сейчас в нашем фонде – более трёх тысяч единиц хранения, большая часть которых связанна с его историей. Одна из задач ржевского подразделения по сохранению исторического наследия – расширение фонда через поиск и включение в него интереснейших музейных предметов, подлинных документов, редких фотографий. Всего, что дорого и значимо для Ржевского железнодорожного узла!
ОТ ЭНТУЗИАСТОВ – ДО СПЕЦИАЛИСТОВ
– Напомните, пожалуйста, кто стоял у истоков коллекции?
– У истоков сохранения памяти о трудовом и боевом пути ржевских локомотивщиков стояли ветераны депо. Инициатором и руководителем работ по созданию музея стал ветеран и парторг депо, бывший партизан И.А. Макшинский. Одним из создателей музея была Таисия Михайловна Ярома. Она ушла на фронт ещё совсем молоденькой девчонкой. После демобилизации долгие годы работала в депо, вела кадровую работу. На общественных началах с группой энтузиастов занималась созданием экспозиции, а после выхода на пенсию возглавила музей Ржевского локомотивного депо. Таисия Михайловна была улыбчивая, доброжелательная женщина, очень справедливая и принципиальная – как и все фронтовики.
В 1996-м эстафету принял машинист-ветеран Игорь Тимофеевич Щербаков. Вся его трудовая жизнь связана с Ржевским локомотивным депо, куда он пришёл работать после окончания железнодорожного техникума. И до сего дня Игорь Тимофеевич остаётся главным хранителем музейного собрания. В 2021 году на базе экспозиции было создано линейное подразделение по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек. Задача подразделения – представить в новой экспозиции историю не только локомотивного депо, но также других предприятий и организаций Ржевского узла.
Председатель первичной профсоюзной организации локомотивного депо Пётр Николаевич Соколовский во многом способствовал передаче музейного фонда депо, курировал работы по обновлению музейного оборудования. Именно помощь профсоюзной организации Октябрьской железной дороги позволила заменить устаревшую мебель на современные витрины. И сейчас профсоюзный лидер депо не оставляет своим вниманием наше подразделение, оказывая помощь в организационных вопросах.
– Да, бывший малый зал ожидания железнодорожного вокзала Ржев-Балтийский, где разместилась экспозиция, преобразился удивительным образом!
– Здание вокзала, построенное в 1950-е, сегодня признано объектом культурного наследия. Помещение малого зала было приведено в порядок, декору возвращён былой блеск. И в результате мы получили прекрасное музейное помещение, наполненное светом, воздухом и самой историей!
ТРОГАТЕЛЬНЫЙ РАРИТЕТ
– Ваша задача на первом этапе?
– Работа по систематизации и расширению фонда исторического наследия, бережно собранного предыдущими поколениями ветеранов и хранителей. Разбирая старинные документы, нахожу раритеты, которые трогают до слёз! Буквально на днях поразила фотография трёх девочек-фронтовичек. На обороте написано: «На память сестре Кате от сестры Дуси. Если встретиться нам не придётся, если так уж желает судьба, пусть на память навек остаётся неподвижная личность моя (и моих подруг). Храни и не рви. Дуся». На фото запечатлены молодые девушки с открытыми, чистыми лицами. Девочек сфотографировали в 1944 году, на 8 Марта. Стоят они, юные и такие трогательные, в своих шинельках на вырост… Вернулись ли они с войны?
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.