Ещё одна чёрно-белая довоенная фотография – ржевитянки Марии Зейтиловой. Эта девочка работала в депо круговоротчицей. Сегодня о такой старинной профессии многие и не слышали. На поворотный круг, расположенный в центре «веерного» паровозного депо, заезжал паровоз, круг вручную поворачивали, и «железный конь» въезжал в нужное «стойло» (крытое помещение с канавой) для ремонта. Когда 2 августа 1941 года началась бомбёжка, на поворотном круге Ржевского депо стоял паровоз. Мария успела повернуть круг, вывела его из-под обстрела, но сама при этом погибла. Девушке на тот момент было всего 18 лет…

КОГДА ФОТОГРАФИИ ОЖИВАЮТ

– Любовь Александровна, какими вы видите перспективы новой исторической экспозиции в Ржеве?

– Производственная тематика музеев не так часто привлекает широкий круг зрителей. И это ставит перед нами важный вопрос: как привлечь посетителей? Но, кажется, я поняла, как это можно сделать. Через интерес к личности каждого отдельного человека! Ведь когда ветераны уходят, их место занимают молодые специалисты. Ушёл на пенсию, дверь за собой закрыл, а на следующей неделе новую табличку на кабинете повесили… Работа подразделений по сохранению исторического наследия Октябрьской железной дороги даёт нам возможность не просто написать летопись Ржевского железнодорожного узла, но и сберечь память о конкретных людях, представителях железнодорожных коллективов. Эта мысль придаёт новый импульс ежедневной работе. За каждым экспонатом – достижение предприятия, но мы порой забываем, что за каждым достижением стоят люди!

На днях девушка-посетитель подошла к информационным стендам и неожиданно воскликнула: «Я знаю эту женщину на фото – это же моя бабушка!». На следующий день она пришла сюда уже вместе со своей мамой, и та рассказала о знакомых уже своей матери. Фотография невольно ожила – как и прежде безымянные лица. Это же здорово! Если с этой точки зрения подходить к вопросу, возникает совершенно иное отношение к музею с производственной тематикой.

ТЯГА К ИСКУССТВУ

– Любовь Александровна, художественные работы, представленные в экспозиции, свидетельствуют о том, что сотрудники Ржевского железнодорожного узла не чужды художественному творчеству?

– Да, в экспозиции есть три скульптурные работы Виктора Грица, ветерана-железнодорожника, отца известного ржевского художника Андрея Грица. Недавно ржевитянка Валентина Становая передала в наше собрание ещё одну скульптуру В.С. Грица из частной коллекции – фигурку путейца. Валентина Николаевна принимала участие в подборе информационных материалов для оформления экспозиции и решила пополнить фонды подразделения.

Меня такая тяга железнодорожников к искусству сначала удивляла, а потом я поняла, почему машинисты, особенно с высокой квалификацией, имеют творческое хобби: рисуют, занимаются музыкой или пишут стихи. Дело в том, что на работе на них воздействуют не только вредные внешние факторы. Психологически очень тяжело находиться в постоянном напряжении. Ты вроде и дома, но сам себе не принадлежишь: в любой момент могут позвонить – и ты снова уходишь в рейс. Многие увольнялись, поскольку не смогли вписаться в такой ритм жизни. А творческие увлечения позволяли сбросить эмоциональное напряжение.

В экспозиции представлено большое количество альбомов, посвящённых общественным смотрам и другим непроизводственным событиям из жизни ржевских железнодорожников – детский отдых, выпуск газеты, спортивные соревнования. Листаем отчётный альбом об общественном смотре 1973 года. Казалось бы, сугубо производственная тема, но посмотрите, какое художественное оформление! Даже в стихах:

Ехал Павел из Двины, Будто к тёще на блины. Настроенье – красота, А песочница – пуста. В результате – остановка, За тебя, Смирнов, неловко!

ИГРАЕТ «ШАРМАНКА»

– Многие экспонаты совершенно незнакомы молодёжи. Например, эти жестяные сундучки, дважды представленные в экспозиции…

– Это – «шарманка». Так называли сундук машиниста. Отправляя в рейс локомотивную бригаду, дежурный по депо вручал ей документы. Машинист для сохранности бережно укладывал их в сундучок, где лежали необходимый в пути комплект инструментов, инструкции, еда и всё необходимое в пути, ведь поездка могла длиться сутки. Часто ребята из паровозной бригады смеялись: «Возим с собой целую библиотеку!». Ведь инструкций и документов было в избытке.

Позже стали ездить с чемоданчиками – в витрине представлен чемоданчик машиниста Николая Павловича Бутырина. Но это название – «шарманка» – сохранялось вплоть до конца прошлого века, когда так именовали уже сумки и портфели-дипломаты, заменившие фанерные чемоданчики.

– Откуда же взялось само название – «шарманка»?

– Возможно, железнодорожный сундучок назвали «шарманкой» за сходство с соответствующим музыкальным инструментом. А может быть, из-за звуковых ассоциаций: содержимое сундучка стучало, бренчало и звенело, словно издавало какую-то мелодию. Кстати, сейчас машинисты отправляются в поездки с удобными фирменными сумками РЖД. Но слово «шарманка» в лексиконе железнодорожников осталось до сих пор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.