— Сегодня не всем одинаково понятно, что является по-настоящему исконной русской православной традицией, и что именно защищали старообрядцы?
— Это связано с потерей традиционных представлений о вопросах духовной культуры. Насколько можно судить на основании опыта личного общения, многие люди сегодня без смущения готовы выступать «изобретателями собственной веры» для самих себя… Этакое интуитивное «протестантство», даже не нуждающееся в самоидентификации. Все эти процессы, конечно же, — выражение глубокой степени той духовной разрухи, которая ныне широко распространена в нашем обществе.
Но, тем не менее, исконные духовные ценности сами по себе не потеряли своего значения — и в этом есть надежда на оздоровление общества, на выход из того экзистенциального кризиса, ярким проявлением которого, кстати, и является глобальное равнодушие.
И потому мы считаем важным призывать людей задумываться об этих фундаментальных вопросах, призываем к диалогу, готовы рассказывать о русских духовных традициях, какими их сохранили старообрядцы. Одним из удобных поводов для такого общения должен стать наш музей. К самому моменту открытия музея мы планируем провести конференцию с приглашением известных учёных и музейных работников — нам интересно выслушать мнение профессионалов, обсудить концепцию, программу, перспективы. Конечно же, пригласим и представителей всех ржевских изданий.
— Вам не кажется, что иногда люди просто боятся задумываться о глубоких вещах — а вдруг всё их мировоззрение закачается?
— По нашему убеждению, если мы стремимся к добру и правде, не надо бояться размышлять, не надо бояться общаться! Господь есть Истина, и Он Сам стоит на страже всякой правды и правильного понимания вещей. Если прежде всего обращаться к Нему, просить Его вразумить и наставить на путь поиска истины — не стоит опасаться, что вы забредёте в какие-то дебри… Опасаются задумываться, чаще всего, те, кто уже заранее внутренне не уверен в состоятельности своих воззрений — но об этом, на самом деле, как раз и следовало бы серьёзно поразмышлять! Если отмахиваться от серьёзных вопросов, то придётся жить с ощущением пустоты, несостоятельности тех смыслов, которые призваны быть духовным фундаментом нашего бытия. В любом случае у каждого человека есть выбор — ведь сегодня насильно заставить кого-нибудь во что-то верить невозможно!
\
ПРИГЛАШЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
— Мы неоднократно убеждались: христианское представление о жизни, наши понятия, убеждения не разрушаются различными факторами окружающей среды. Мы рады общаться с инаковерующими — нам это интересно. С нашей молодёжью целенаправленно посещаем храмы различных конфессий. Общаемся с представителями этих общин, размышляем, сравниваем. Музей при старообрядческом храме — ещё один прекрасный повод для подобного общения.
Наш храм часто посещают экскурсионные группы; общаясь с ними, подчас удивляешься тому, что людям вдруг оказываются интересны те или иные тонкие вопросы, касающиеся духовной жизни. Возникает такое чувство, что люди понимают, что в их мировоззрении имеются «белые пятна», и сознательно стремятся найти возможность «прорисовать» их. Значит, люди не перестали думать — и значит, не всё так прискорбно, и это вселяет надежды! Вообще, общение в форме экскурсий, бесед, лекций сегодня и уместно, и востребовано: нам представляется, что спрос на эти формы общения возрастает.
Если кто-то проявит встречную инициативу, пригласит нас к подобному общению — мы с большим интересом откликнемся. В подобных контактах заключается и наше стремление трезво осмысливать, что же происходило и происходит со всеми нами.
— Да, «что же будет с Родиной и с нами…». Благодарю вас за интервью, отец Евгений!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.