Медицинский работник – не профессия, а образ жизни. Не случайно в этой сфере, как ни в одной другой, так много семейных династий. Впитывая с самых первых лет атмосферу служения людям, видя каждодневную работу ради сохранения их жизни и здоровья, дети очень часто идут по стопам родителей. Но бывает и по-другому. Среди моих знакомых есть девушка из учительской семьи. Она мечтала стать медиком, причём учиться хотела только в строго определённом московском вузе, куда пробиться человеку из провинции было очень сложно, почти невозможно. Поступала несколько раз, работала санитаркой в столичной клинике, хотя могла спокойно учиться в другом вузе, но она видела себя студенткой именно в том, который выбрала изначально. И всё-таки поступила – именно туда, куда хотела.


КАРЬЕРА В МОСКВЕ

Нечто похожее происходило и с доктором, хирургом Антоном Васильевичем Ващенко, который недавно начал работать в Ржеве, в новом сосудистом центре, что на базе ЦРБ-2. Он тоже не сразу поступил во 2-й медицинский в Москве, и ему пришлось идти в армию. Отслужив, как надо, снова поступал и на сей раз стал студентом. А решение быть врачом пришло к нему ещё в детстве, когда тяжело заболел дедушка. Антон тогда тяжело переживал печальное событие, решив для себя, что обязательно станет медиком. Ведь тогда он сможет спасать жизни людей.

Учёба в институте шла вполне успешно. Поэтому, получив диплом, поступил в ординатуру – на базе Первой Градской больницы имени Н.И. Пирогова, где его наставником стал академик Виктор Сергеевич Савельев. Член Президиума РАМН, заведующий кафедрой факультетской хирургии Российского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Российской Федерации. Все эти регалии говорят сами за себя, но, что самое главное, это был выдающийся хирург, создатель передовой научной школы. Возможность учиться у него, наблюдая за операциями мэтра, давала уникальный, ничем не заменимый опыт.

Ординатура, которая, как и положено, продолжалась два года, пришлась на время крутых перемен. Это были 1993-1995 годы. Кстати, многие однокурсники Антона Васильевича тогда вообще ушли из профессии, а на оставшихся в медицине смотрели как на какой-то вымирающий вид. Работы много – денег мало, а временами их совсем не платили. Но у Антона Ващенко был свой путь – той давней детской мечте он никогда не изменял. Поэтому после окончания ординатуры, получив сертификат, сразу поступил в аспирантуру.

Защитился в 1999 году и пришёл работать в Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского. Речь идёт о крупном многопрофильном лечебно-профилактическом и научно-учебном комплексе в Москве. В структуру института входят 43 научных подразделения, факультет (24 кафедры и курсы), поликлиника и больница (22 клиники). И уже через два года А.С. Ващенко возглавил отделение рентгенэндоваскулярной диагностики и лечения различных сосудистых нарушений.

На его базе проводят комплекс внутрисосудистых вмешательств (стентирование, эмболизация и так далее), вводя в просвет сосуда катетер – под рентгенологическим контролем и с использованием специальных инструментов. Операции осуществляются без разрезов – через прокол кожи и сосуда под ним инструментом малого диаметра (1-4 мм) – с использование местной анестезии, а не общего наркоза. Начинать приходилось с малого, поскольку таких отделений в стране в то время практически не было. Постепенно обрастали необходимой аппаратурой, нарабатывали опыт, а через какое-то время вышли на максимальный показатель – 2500 пациентов в год.

Немало операций на сердце приходилось делать детям. В практике Антона Васильевича был случай, когда он оперировал ребёнка, которому едва исполнился месяц. Когда я спросила, не было ли ему страшно оперировать такого младенца, он сказал, что, безусловно, переживал, но есть долг врача, который следует исполнять. «За каждого больного переживаешь, – говорит Антон Васильевич. – Уровень ответственности разный, но выполнять свою работу необходимо».

РАБОТА В РЖЕВЕ

Но жизнь такая штука – никогда не знаешь, какой стороной она к тебе повернётся. В МОНИКИ четыре раза менялось руководство, и в какой-то момент взаимодействовать с новым начальством стало трудно. И Ващенко ушёл рядовым врачом в военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. Но опять-таки после того, как ты сам руководил людьми и наставлял их, быть подведомственным – задача в психологическом плане не из простых.

И тут появилась информация о том, что в Ржеве будет открыт новый сосудистый центр. Созвонились с главным врачом и быстро обо всём договорились. Вот только ремонтные работы затянулись более чем на два года. Но, как бы то ни было, в ноябре 2024-го А.В. Ващенко приступил к работе в Ржевской ЦРБ. Все бытовые и профессиональные вопросы были оперативно решены, и Ржев стал одним из центров проведения высокотехнологичных операций.

На базе центра, в частности, ведётся стентирование коронарных артерий. Это метод лечения форм ишемической болезни сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), связанных с сужением или полным закрытием сердечных артерий. Лучевая артерия прокалывается, в её просвет вводится проводник, похожий на тонкую проволоку, по которому доставляется специальное устройство – катетер с системой стент-баллон.

Стент – специальная конструкция, устанавливаемая в просвет сосуда в месте его стеноза (сужения) после его расширения специальным баллоном. Установка стента в дальнейшем препятствует повторному возникновению стеноза. Стентирование может быть проведено только при подтверждении технической возможности вмешательства на основании ранее проведённой коронарографии.

ТРЕТИЙ В РЕГИОНЕ

В настоящее время в Тверской области функционируют три аналогичных центра: самый крупный – в Твери, на базе ОКБ, ещё один – при клинике Тверского государственного медицинского университета (Центр аритмологии) и вот уже скоро год – в Ржеве. Коллектив небольшой: рентген-хирург Антон Васильевич, операционная медсестра Наталья и санитарка Далаана (в переводе с тувинского – «милосердная»).

Для того чтобы масштабировать оказание медицинской помощи, необходим ещё один врач, медсестра и рентген-лаборант. Варианты есть, поскольку оканчивающие ординатуру молодые специалисты хотели бы здесь работать. Но для этого необходимо решить целый ряд вопросов.

Утром того дня, когда мы встречались с Антоном Ващенко, он уже успел провести одну операцию, а при мне по вызову сестры ушёл делать коронарографию. Пришлось его ждать для продолжения беседы, но претензий у меня не возникло – здоровье человека важнее. С ноября прошлого года было сделано 60 операций: пациентов привозили на «скорой», были и плановые хирургические вмешательства.

Сам Антон Васильевич считает, что операций сделано мало, поэтому видит свою цель в том, чтобы они стали рутиной, обыденностью. Он, человек, привыкший к ритму большой клиники, к нескончаемому потоку больных, считает, что делает пока недостаточно. Поскольку уже сейчас можно доставлять в Ржев на плановые операции больных из четырёх соседних округов. Только давайте будем помнить, что эти 60 человек получили возможность жить полноценной жизнью. А каждая человеческая жизнь бесценна.

Операционная в настоящее время оборудована самым современным оборудованием, в том числе ангиографом, высокотехнологичным аппаратом, с помощью которого под воздействием рентгеновского излучения можно наблюдать просвет сосудов и полостей сердца. При обследовании также используется компьютерная или магниторезонансная томография – эти аппараты тоже имеются. В материалах недостатка нет, так что реальным планом А.В. Ващенко считает выход на 500 операций в год.

На днях я прочитала историю, которая полностью соответствует нашей теме. Во время деловой встречи на Восточном экономическом форуме предпринимателя из Грузии настиг острый сердечный приступ, его жизнь буквально висела на волоске. Однако благодаря молниеносной реакции приморской медицины трагедии удалось избежать. Бригада «скорой», прибывшая на место происшествия, диагностировала инфаркт миокарда и в кратчайшие сроки доставила пациента в Региональный сосудистый центр Приморской краевой клинической больницы №1.Операция высокого класса была проведена в рентген-операционной.

Заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения Никита Грачёв совместно с рентгенэндоваскулярным хирургом Вячеславом Иваненко провели сложнейшую процедуру – установили три стента в левую коронарную артерию, полностью восстановив кровоток. Своевременное вмешательство сыграло решающую роль в спасении пациента. Врачи отмечают, что обращение за помощью произошло в первые 30-40 минут после начала приступа, что позволило провести операцию максимально эффективно.

Вот и Антон Васильевич обращается к нашим читателям с настоятельным советом – ни в коем случае не ждать, что всё само собой пройдёт и рассосётся. Если человек испытывает загрудинную боль, одышку, иные симптомы, следует немедленно вызвать «скорую помощь». Время в этом случае – самый главный ресурс для благополучного исхода. Потерянные часы ничем возместить будет нельзя. А врачи всегда – и днём, и ночью – готовы прийти на помощь. Именно это и делает хирург Ващенко уже на протяжении многих лет. И ржевитянам определённо повезло, что такие доктора теперь работают в нашем округе.

Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото автора.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.