85 лет – это много или мало? Кажется, вопрос странный – конечно, много! Целая жизнь. С другой стороны, многие живут и дольше. Получается уже не «целая» жизнь, а «всего лишь» одна жизнь. Конечно, я играю в софистику, – всё зависит от первого закона логики: нужно определиться, чья это жизнь, а не сравнивать разные. Хорошо, определимся. Для школы 85 лет – это много или мало? Помня, что многие живут и дольше, – вроде и немного. А с другой стороны… Всегда есть другая сторона, когда речь идёт о общественных процессах.
ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР ДИАЛЕКТИКИ
Старейшая и вечно молодая СОШ №1 им. А.С. Пушкина – один из прекрасных примеров диалектики. Нельзя сказать, что она старая, хотя возраст солидный – 85 лет. Потому что, как и прежде, здесь слышатся звонки – такие же, как тогда, после войны. И даже до войны. Потому что и сейчас здесь звучат детские голоса, затихая только на время урока. Потому что здесь всё ещё происходит развитие. Да что там «всё ещё» – развитие в школе никогда и не останавливалось: пристройка, пристройка, переоборудование, стадион, пристройка; теперь вот возводят ограждение. А в планах – нечто ещё более масштабное.
Меняются педагоги, они учатся, развиваются, чтобы двигать школу вперёд во времени. Уступают место молодым педагогам. Которые будут так же учиться и развиваться. Да и сами дети (ради кого всё это и затевалось) растут, учатся, развиваются. Приходят они сюда малышами, которые буквально только что сладко спали во время тихого часа в детском саду. Покидают же стены школы, ставшей за 11 лет родной, уже не малыши. Не взрослые, конечно, но, согласитесь, люди совершенно иного качества. Воспитанные теми самыми учителями, что постоянно учатся и развиваются.
Сказать, что школа старая, нельзя даже внешне, формально. Раньше она была маленькая, а теперь – вон, как выросла! Школа повзрослела, да, теперь сложно представить одержимую увлечённость работой Якова Гуревича, предложившего поставить на школьной сцене оперу «Иван Сусанин» – просто потому, что это интересно, и так ещё не делал никто. Школа повзрослела, но не закостенела, подобно людям, которые иной раз начинают считать себя «полностью взрослыми» и перестают развиваться, расти, интересоваться миром. Таким образом теряя основное начало в человеке – любознательность. Посмотрите, разве школа такая? Совсем нет.
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД И ЦИФРОВИЗАЦИЯ
– Нас ждёт только развитие, как и всегда. И в области образования, не только внешне. Сейчас у нас, например, есть класс эстетического воспитания: там дети учатся, как и все остальные, затем обедают, отдыхают, гуляют, а потом для них вновь начинаются занятия. Хореография, углублённый урок музыки, искусство, курс «Я и мир», где ребята учатся говорить и рассуждать, – рассказывает Ольга Александровна Шашкова, директор СОШ №1 имени А.С. Пушкина. – Также будут развиваться и общественные организации, которые в своё время появились именно в стенах нашей школы. «Круг», «Добрые дети мира», «Пост №1». Правда, в последнее время развиваться становиться всё труднее, поскольку этому мешает огромное количество отчётности и документации, спускаемой сверху. Сложно сохранить индивидуальность…
Школа составляет план, например, воспитательной работы на год, – это сложный и трудоёмкий процесс. И ему можно было бы следовать, если бы педагоги заранее знали всё, что им предложат по линии Министерств образования и культуры. Но мероприятия разного уровня «спускаются» сейчас, в данный момент, когда это нужно «там», выше. И школа должна менять план в соответствии с постоянно поступающими правками. Возникает вопрос даже не в стиле «нужен ли такой план», а несколько иной: а это вообще является планом, если в него постоянно требуется вносить коррективы? План выработки завода, например, корректируется в соответствии с рынком, ценами на сырьё, объективными причинами (вроде коронавируса). А когда план в целом состоит просто из мероприятий, то добавление или исключение этих мероприятий – это не «коррекция плана». Это то же самое, если бы его вовсе не было, а всё происходило в рабочем режиме.
Вроде как школа предлагает свои идеи, а Минобрнауки – свои, и вот, в сумме, получается некое движение, работа. Зачем это называть «планом» и, главное, зачем его вообще куда-то сдавать – большой вопрос, ответ на который обычно звучит как «потому что». А за этим «потому что» скрывается настолько неповоротливая машина государственного аппарата, что КПСС ей и в подмётки не годится. Эта машина не регулирует, а в данный момент очевидным реакционным образом замедляет прогресс. Потому что она мешает работе, развитию на местах. А значит – является вредной и ненужной. Но занято там такое количество чиновников, что, наверное, даже учителей столько нет. И отменить этот бесполезный устаревший документооборот никак нельзя.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.