Во Франции все обязаны покупать медицинскую страховку. Её продают небольшое количество некоммерческих фондов, которые получают финансирование за счёт налогов. Министерство здравоохранения Франции регулирует количество больничных коек, количество студентов-медиков, цены на лекарства и процедуры, а также закупки медицинского оборудования.

В Швейцарии действует универсальная система здравоохранения, требующая от всех граждан приобретения страховки. При этом почти 30% людей получают субсидии по скользящей шкале, привязанной к доходу. То есть, существует немало способов достичь оптимальной цели, и для этого полезно знать о разных системах…

– А если вернуться к нашим реалиям?

– На селе здравоохранению живётся непросто, что, прежде всего, связано с непродуманной системой финансирования: не может ЦРБ обеспечить свои расходы в системе ОМС! Считаю, надо упростить выписку льготных рецептов (сейчас это может сделать только врач). Много вопросов у меня возникает и по аптечным пунктам. Система сложная: пока последний горчичник не продашь, не сможешь закупить новую партию товара. В результате муниципальная аптека не получает прибыль, а медикаменты становятся недоступными для населения.

Для сельской медицины особую роль играют меры по развитию первичной медпомощи: хорошо, что удалось переломить тенденцию с закрытием фельдшерско-акушерских пунктов! Думаю, свою роль в решении кадровой проблемы могут сыграть целевая подготовка специалистов и тесное взаимодействие с профильными учебными заведениями.

– К сожалению, дефицит медицинских кадров наблюдается и в Ржеве, и в Ржевском районе…

– Я ничего не имею против частной медицинской помощи. Но при одном непременном условии: она должна находиться в таких же конкурсных условиях, как и государственная. Сегодня в частных медицинских центрах зарплата выше, а объём работы – меньше, поскольку не каждый человек может позволить себе платный приём, и доктор за меньшее количество часов получает большие деньги. Квоты на количество частных медцентров нет, но я хотя бы снизил квоту на приём врачей, чтобы они оставались в государственных бюджетных учреждениях. И создал бы бонусные программы, преференции для медработников.

ДЕНЬГИ ПЛЮС РАЗВИТИЕ

– Всё упирается в деньги, точнее, в их отсутствие?

– Сколько нужно заплатить хирургу, чтобы он взял в руки скальпель? Я не знаю! Одними деньгами проблему не решить. Медработник должен любить своё дело, чувствовать ответственность.

Острой проблемы отсутствия кадров нет, например, в Новосибирске и на юге страны. Дефицит существует в Ярославской, Владимирской, Тверской областях, то есть, рядом с Москвой. Та же ситуация наблюдается и в ближайших к Петербургу регионах. Талантливые молодые люди устремляются в столицы, где не только платят больше, но и передают бесценный опыт. В столицах работают уникальные научные школы и центры. Думаю, на уровне Ржевского медицинского колледжа можно было бы заинтересовать молодёжь дальнейшей учебой, профессиональным развитием.

– Начинаете работать в этом направлении?

– У меня в планах – внедрение инновационных программ по оказанию неотложной помощи. Общаюсь с молодыми специалистами, помогаю, объясняю… В Мончалове уже нашёл одного медика, будем продолжать работать в этом направлении.

«ГВОЗДЁМ ПРИБИЛИ»

– Для кадрового обеспечения здравоохранения нужно банальное распределение, как было ранее, – разве нет?

– Доктор Рошаль так говорил о распределении в Советском Союзе: «гвоздём прибили, тут и сидит». Попробуй только не отработать положенный срок после окончания вуза! Сейчас распределение отменили, и люди не работают по полученной специальности. Может, это и правильно – в медицину нельзя загонять насильно. Со мной многие учились, но в профессии остались единицы: кто-то не смог с пациентами поладить, у других оказался снижен порог эмпатии, третьи остались недовольны уровнем зарплаты.

Мне кажется, к профессии медработника нужно готовить с детства. Поэтому хочу организовать в сельских школах кружки «первой неотложной помощи». Кстати, в Есинке подобный кружок уже действует. Моя супруга работает на «Скорой», и у неё однажды был вызов из Есинки – ожог. Так вот, наши детишки потерпевшему сами грамотно наложили повязку ещё до приезда «Скорой»!

ТЕХНОЛОГИИ – В ПОМОЩЬ!

– Артём Владимирович, высокотехнологичная помощь и сельская медицина – вещи несовместимые?

– Доступность технологичной медицинской помощи для сельского населения сегодня не так легко обеспечить. Для этого следует развивать телемедицину, но вся загвоздка в том, что в районе нет скоростного интернета. При этом особо отмечу: высокие технологии не заменят человека – техника зачастую дает сбой. И они не способны на живые чувства…

– Да, томограф в Ржевской ЦРБ сломался в очередной раз…

– Думаю, сейчас самое время взять курс на импортозамещение сложной медицинской техники. Хочется, чтобы эта потребность была покрыта за счёт отечественных производителей, чтобы в стране появились производственные мощности и технологическая готовность к производству сложных медицинских изделий. У импортной техники расходники очень дорогие!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.