Марфа Афанасьевна Азарьева вышла замуж за А.Г. Венецианова в 1815 году, когда ей уже исполнилось 35 лет. Это был, скорее всего, брак по договору. Все её сестры к тому времени благополучно вышли замуж, в их семьях подрастали дети, а она по-прежнему оставалась богатой невестой с хорошим приданым и безукоризненной родословной. Жених оказался особенным человеком: грек, свободный художник, необычайно талантлив, но при этом небогат, как нередко бывает у творческих личностей. Род Венециановых происходил из Греции, где его представители звались Михапуло-Проко. Прадед художника, Фёдор Проко, с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 17301740 годах, где и получили прозвище Венециано, позднее трансформировавшееся в фамилию Венециановы.
Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 года в Москве. Отец Гаврила Юрьевич и мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца) занимались торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем – у В.Л. Боровиковского, специализируясь на лирических портретах. Среди его работ хочется особенно выделить портрет матери А.Л. Венециановой (1802), А.И. Бибикова (1805) и М.А. Фонвизина (1812).
С 1807 года Алексей Гаврилович служил в Петербурге чиновником, через четыре года стал кандидатом в академики живописи, в том же году получил звание академика. В 1815-м, как мы уже сказали, М.А. Азарьева и А.Г. Венецианов поженились. Жили сначала в Петербурге, где художник работал в земельном ведомстве, а через три года семья приобрела имение Сафонково в Вышневолоцком уезде, что на северо-западе Тверской губернии (в этом предприятии художнику помог тесть).
В 1819 году Алексей Гаврилович оставил службу в столице и вместе с семьёй переехал на постоянное место жительства в тверскую глубинку. К тому времени в семье уже подрастали две дочери – Александра (1816-1882), в будущем тоже художница, и Фелицата (1818-после 1890). Искусствоведы утверждают: подлинный расцвет творческого дарования Венецианова приходится именно на двадцатые-тридцатые годы XIX века, когда он жил вместе с Марфой Афанасьевной. Вершиной зрелого творчества художника стали его картины «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», написанные в этот период.
Марфа Афанасьевна была мудрой женщиной: в полной мере осознавая величину таланта своего мужа, она создала все необходимые для его комфортной жизни на селе условия. Её искренняя любовь и благодарность, а также обоюдное беззаветное служение искусству помогли Алексею Гавриловичу в полной мере реализовать свой талант. Кроме того, Марфа Афанасьевна ввела его в круг своих знатных родственников, которые регулярно заказывали у художника картины, устраивали его выставки, снабжали Венецианова лучшими красками и холстами. Она ежедневно делала незаметную работу, чтобы, не отвлекаясь на мелочи, художник имел возможность творить, создавая свои шедевры.
\
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
В 1831 году М.А. Венецианова умерла. После похорон супруги Алексей Гаврилович прожил ещё 17 лет, окончив свой жизненный путь трагично – он попал под лошадиную повозку, следуя в Тверь на просмотр новых эскизов для храма. За годы, что он прожил один, Венецианов напишет немало новых гениальных картин, стал основателем «венецианской школы живописи».
Кстати говоря, из рода Азарьевых выйдут и другие жёны-подвижницы. Так, в семье Анны Васильевны Азарьевой (1832-?), в замужестве Голенищевой-Кутузовой, двоюродной племянницы Марфы Афанасьевны, родится внучка Елена (1879-1955), которая станет супругой легендарного Н.К. Рериха.
Заканчивая своё повествование об Азарьевых-Венециановых, скажу лишь одно: как недостойно мало мы знаем о своей малой родине! Не бережём свет опыта наших предков, попросту забывая о своих корнях! И вот – лишь малая толика информации в копилку нашей общей памяти: в 1831 году Алексей Гаврилович Венецианов написал портрет своей жены, Марфы Афанасьевны Азарьевой, ржевской матроны, своей благодетельницы и надёжной спутницы жизни… Будем же об этом помнить!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.