«О, Волга!.. Колыбель моя!» – эти некрасовские слова повторяются многократно уже полтора века. Великая русская река проделывает долгий путь в 3530 километров. На её берегах располагается множество городов. В большинстве энциклопедий и справочников идёт речь о том, что Ржев – первый город на Волге, откуда начинается волжское судоходство. Конечно, эти сведения несколько устарели. Ещё до Великой Отечественной войны по Волге ходили пароходы, после войны – суда на подводных крыльях. Но современная река на нашей территории судоходной уже не является. Тем не менее, Ржев уже восемь веков носит гордое название – первый волжский город.
И ПОИЛИЦА, И КОРМИЛИЦА
На протяжении многих столетий и даже тысячелетий Волга была подлинной кормилицей местных жителей. Как утверждал Павел Фёдорович Симсон, директор и преподаватель Ржевской мужской гимназии, первые поселения на берегах Верхней Волги возникли 8-10 тысяч лет назад, ещё в каменном веке.
В 2017-м в городском краеведческом музее была открыта археологическая экспозиция. И на её стендах можно увидеть каменные орудия труда, в том числе – гарпуны, изготовленные из камня. В следующем зале представлены железные крючки, с помощью которых наши далёкие предки тоже ловили рыбу . Ещё в XVIII веке в Волге под Ржевом и в самом городе местные жители добывали белорыбицу и стерлядь. Вообще, рыбы было очень много, недаром она являлась основным продуктом питания. Статус кормилицы Волга получила и в связи со строительством водяных мельниц. Эти сооружения, созданные на берегах реки, мололи зерно в огромных количествах. Вспомним болоболинскую мельницу, построенную на островах.
А теперь поговорим о Волге-поилице. Известно, что древние племена селились на берегах рек и озёр. Это было очень удобно: питьевая вода всегда была рядом. В «Генеральном соображении по Тверской губернии», документе XVIII века, утверждалось: вода в Волге очень «здоровая» (надо понимать, что она была чистейшей, «живой»). Известный писатель и поэт Фёдор Николаевич Глинка побывал в Ржеве в 1810 году. Он подробно описал и сам город, и его обитателей. В своей книге «Записки русского офицера» Ф.Н. Глинка в буквальном смысле пропел оду великой русской реке: «Наконец, река священная в мире – Волга – открылась перед нами… Признаться, я, как ребёнок, с жадностью бросился к реке, схватил в горсть светлой воды и утолил ею не столько жажду, сколько желание напиться волжской воды. Я пивал воду в Дунае, Днепре, Днестре, в Висле и в Буге, но волжская вода показалась мне вкуснее всех этих вод…».
Нельзя не отметить и ещё одно особое обстоятельство. Ржевитяне были удивительными любителями чая. Причём пили они и «заморский» чай, привезённый купцами из дальних стран, и местный, который заваривали на плодах шиповника и иван-чае. Воду брали только из Волги. Была в Ржеве и уникальная профессия – водоноска. Именно женщины с коромыслами на плечах разносили воду по домам ржевитян. Художник А.П. Шведов, живший в нашем городе в первой половине XX века, даже написал картину «Ржевские водоноски», которая впоследствии была представлена на почтовой открытке.
\
ВОЛГА – ВЕЛИКАЯ ДОРОГА
Ф.Н. Глинка в своём сочинении о Ржеве рассказывает и о судах, которые в большом количестве стояли у волжских берегов. Да, Волга была одной из главных водных артерий страны. Вся торговля была связана с ней вплоть до середины XIX столетия.
Ржевитяне своими силами строили барки. Длина этого судна составляла 36 метров, ширина – 8 метров. А.Н. Островский в «Дневнике путешествия по Волге» их неоднократно упоминал. Скажем, у купца Берсеньева стояли «на довольствии» 12 барок. Полубарки были в длину 26 метров. Использовались также чёрные лодки – их называли «ржевки». По Волге сплавляли с верховьев лес. Огромные плоты плыли по реке, доставляя древесину в другие районы. Вниз по Волге спускаться было довольно легко, а вот поднимать суда вверх приходилось с неимоверным трудом. В этом случае использовался труд бурлаков, которые, впрягаясь в ремни, фактически тащили суда с товаром на себе. Существовала в то время и особая дорога (или тропа), которая называлась «бичевник». Современное здание Ржевского краеведческого музея так и называлось – «дом на бичевнике». Потом по Волге стали ходить пассажирские пароходы. Ржевитяне могли на них доплыть вплоть до Астрахани. Любопытно, что когда на одном из местных заводов освоили выпуск лодочных моторов, Волга буквально ожила. Какие соревнования проходили в Ржеве, сколько мастеров водно-моторного спорта удалось воспитать!..
\
МЫ С ТОБОЙ – ДВА БЕРЕГА...
А как же народ перебирался с одного берега на другой? Зимой, понятное дело, – по льду. А в другие времена года? Конечно, первым средством перевоза стали обычные лодки. Многие ржевитяне помнят о том, как за две копейки их перевозили с одного берега Волги на другой. И таких перевозов в городе было несколько. Но порой требовалось переправлять и более значительные грузы. Тогда были устроены паромы, с помощью которых перевозили животных, телеги, сани, другие крупные предметы. Позже появились плашкоутные мосты. В. Песков в конце XX века красочно описал паром на реке у деревни Сытьково. После прохождения льда на воду спускали лодки, на них укладывали доски, и всё – мост готов. Но и такие сооружения со временем перестали удовлетворять ржевитян.
Тогда было принято решение возвести постоянный мост. И в 1888 году его построили (из дерева). Внешне он был очень красивым, но, к сожалению, оказался недолговечным – через пять лет попросту рухнул. Долго ржевитяне жили без постоянного мостового сооружения. Наконец, осенью 1911 года состоялось открытие нового моста, в строительство которого солидные средства вложили ржевские купцы. Открывал его лично тверской губернатор Н. фон Бюнтинг. Но и у этого моста судьба оказалась трагической. Началась Великая Отечественная война, и ржевитяне, покидавшие город перед оккупацией, взорвали его левую сторону. Немцы, заняв Ржев, восстановили эту часть, используя древесину. Когда они покидали наш город, Гитлер приказал провести в его ставку прямой провод, чтобы услышать взрыв ржевского моста. После освобождения Ржева мост восстановили – он вновь стал деревянным.
В 1957 году в городе возвели мостовое сооружение из железобетона. Железнодорожный мост взорвался от детонации, но после освобождения он также был восстановлен. А в 1984 году первый секретарь обкома партии П.А. Леонов открыл в Ржеве Новый мост, который на сегодняшний день уже пережил серьёзную реконструкцию. Обо всём этом и многом другом читатели могут узнать из книги ржевских краеведов О.А. и Н.Г. Драновых – «Ржевские мосты и мостики». Война оставила страшный след в нашей общей истории. Волга фактически превратилась в поле боя. На её льду погибали наши воины – так великая русская река становилась большой братской могилой. Вот как писал поэт Сергей Островой о немецком солдате в Ржеве:
Он хочет нашей волжскою водою
Омыть свои тупые сапоги.
Однако враг был бесславно изгнан с нашей родной земли.
\
ЖЕМЧУГ, КУПАНИЕ И ПРОЧЕЕ
Волга была местом, где добывали речной жемчуг (он образуется при попадании инородного тела в раковину некоторых пресноводных моллюсков), который также именовали «перловица». Говорят, что только честные и порядочные люди могли добывать жемчуг со дна Волги. Ржевские модницы носили жемчужные ряски (головные уборы) и украшения из речного жемчуга. На многих портретах можно увидеть эти великолепные украшения.
Конечно, в Волге и в старину купались, и сейчас купаются. Сотни жителей и гостей города в жаркие дни высыпают на реку. Некоторые ржевитяне (например, семья трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина) совершали заплывы из-за города вплоть до его центра. В последнее время много говорят о необходимости построить городской пляж. Но, как говорится, воз и ныне там.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.