Разумеется, каждому ржевитянину хочется видеть свой город красивым и благоустроенным. А что даёт первое впечатление о городе или населённом пункте, помимо фасадов домов? Общественные пространства: улицы, скверы, парки, площади, набережные. Наверное, когда-нибудь дойдёт черёд до набережных. Наши парки в более-менее пригодном состоянии, если не считать того, что деревья нуждаются в обновлении (и процесс уже пошёл – скажем, в парке Грацинского нынешним летом посадят «Лес Победы»). А вот улицы… Здесь есть о чём поговорить.
«БЛЕСК И НИЩЕТА» ГОРОДСКИХ УЛИЦ
Прежде всего, наши улицы не производят целостного впечатления. Нет, если ехать в автомобиле, то оно ещё как-то складывается – из-за отсутствия более мелких деталей. Однако, если двигаться пешком, то картина несколько иная – впечатление дробится, распадается на отдельные части, где вполне красивые и обихоженные уголки перемежаются с запущенными, в которых пышным цветом цветёт сорная растительность.
Оценим, например, одну из ключевых городских магистралей – Ленинградское шоссе. Обочины дорог здесь представляют собой печальное зрелище – если они не заросли сорной травой, то засыпаны отвалами земли. Наследие советских времён – канавы (лучше бы их вообще не было, чем в таком виде), зарастают травой, в дождливое время года в них собирается вода, а несознательные граждане позволяют себе швырять туда обёртки и банки от употреблённых продуктов. Беда Ржева – не слишком ухоженные газоны, которые вообще-то не мешало бы прокультивировать, а там, где это необходимо, подсеять газонную траву. Глядишь, тогда станет гораздо меньше так досаждающей жителям города пыли.
Кстати, о пыли. Перед майскими праздниками, надо полагать, служба благоустройства подметала пешеходные дорожки на Новом мосту, но убрать кучки земли, превратившейся в песок, за полтора месяца никто так и не удосужился. Теперь этот песок разносится ногами, развозится шинами колясок и велосипедов, и чище атмосфера от этого, конечно, не становится.
Большая роль в благоустройстве территорий должна принадлежать расплодившимся сетевым магазинам. Должна, да не принадлежит. «Пятёрочки» и «Магниты» в лучшем случае оборудуют стоянки для автомобилей, и на этом их роль в облагораживании городской среды заканчивается. Ещё неделю назад можно было видеть у «Пятёрочки» – и на Ленинградском шоссе, и на Ленина – буйную сорную растительность и заросли лопухов. Но, видимо, это настолько бросалось в глаза, что менеджеров несколько потревожили, порекомендовав всё-таки скосить траву. Или они сами догадались, что не годится солидным ритейлерам терпеть возле себя такое безобразие. Тем более что правила, по которым территория возле магазина должна ими же должным образом и содержаться, никто не отменял. Про «Дикси» и вовсе говорить не приходится: скажем, на Зубцовском шоссе сетевики долгое время не могли позаботиться даже о восстановлении ступенек, ведущих в магазин, не то что о прилегающей территории.
Тем не менее, единственное исключение, касающегося сетевого магазина, которое можно поставить в пример, – это благоустройство территории, прилегающей к «Пятёрочке», что на ул. Краностроителей. Здесь и декоративные растения высажены, и отсыпка белыми камушками сделана, и бордюры приведены в порядок. Но, увы, никакой заслуги в этой красоте со стороны ритейла нет. Всем благоустройством и дизайном занимался коренной ржевитянин – В.В. Поярков. По какой причине он выбрал для приложения своих сил именно этот магазин, ведомо только самому Вячеславу Викторовичу. Но в любом случае, жители города благодарны ему за этот красивый и благоустроенный уголок Ржева.
Положительные примеры участия и неравнодушия к внешнему виду городских пространств, конечно, найти можно. Например, на том же Ленинградском шоссе небольшие магазинчики, вернее, их сотрудники не жалеют усилий, чтобы возле их торговых точек было приятно находиться. В пример можно поставить владельцев таких заведений, как «Бакарди» и «Тайм-аут», где на ограниченном пространстве сделали максимум, чтобы привлекать посетителей, – в том числе и красивым ландшафтным дизайном. То же самое можно сказать о территории возле районной администрации. Как говорится, сделано с любовью, и, что не так часто встречается, со вкусом. Постоянно благоустраивается также Театральная площадь, где располагается детский городок, что можно отнести на счёт тамошних хозяев.
\
МЕЧТЫ – В РЕАЛЬНОСТЬ!
Вообще я заметила, что местные предприниматели куда больше уделяют внимания наружному благоустройству, чем сетевики. Конечно, не все и не всегда, но тенденция всё-таки просматривается вполне отчётливо. Наверное, их надо как-то поддержать, может быть, чем-то помочь, ведь озеленение тоже входит составной частью в проект «Комфортная городская среда». Что касается нежелания сетевого ритейла участвовать в благоустройстве, то удивляться этому, увы, не приходится, если вспомнить тот факт, что почти все сети, за редким исключением, принадлежат западным хозяевам. Зарабатывать деньги в России – это всегда пожалуйста, причём с полным удовольствием, а тратиться на «украшательство» – видимо, уже нецелевые расходы. Что-то кардинально изменить в такой ситуации непросто, но, по крайней мере, вовремя косить газоны заставить можно.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.