8 июня в Ржевском районе, вблизи строительной площадки будущего мемориала советскому солдату, стартовала Международная военно-историческая поисковая экспедиция «Ржев. Калининский фронт». Столь масштабное мероприятие было организовано Российским военно-историческим обществом совместно с правительством региона при поддержке Минкультуры и Минобороны РФ. Самое непосредственное участие в этой работе приняла администрация Ржевского района и местные трудовые коллективы. Наиболее весомый вклад в общее дело внесли ООО «Ржевмелиорация», ООО «Карбонат» и МУП «ЖКХ Сервис».
ИСТОРИЯ В ЦЕЛОМ
5 января 1942 года в Ставке Верховного главнокомандования был утверждён проект плана общефронтового наступления Красной Армии. Ржевско-Вяземская наступательная операция началась 8 января и проводилась силами Калининского (генерал-полковник И.С. Конев) и Западного (генерал армии Г.К. Жуков) фронтов. В общей сложности в ней участвовали 14 армий, 11-й кавалерийский корпус, 1-й и 2-й гвардейские кавалерийские корпуса. Операция осуществлялась в крайне сложных погодных условиях: морозы – свыше 30 градусов, уровень снега – в метр.
На стороне противника – некоторый перевес в артиллерии и двойное превосходство в количестве танков. Но поначалу наступление развивалось весьма успешно: 39-я армия Калининского фронта прорвала оборону врага, заняла Селижарово и начала продвижение на юг, в направлении Сычёвки и далее – Вязьмы. Для закрепления успеха командующий Калининским фронтом Конев ввёл в прорыв 29-ю армию генерала В.И. Швецова и 11-й кавалерийский корпус полковника С.В. Соколова. В то же самое время проводилась наступательная операция в направлении Вязьмы и Калуги. Таким образом армии двух фронтов глубоко охватили группу армий «Центр», и ситуация стала опасной для врага. Чтобы не допустить разгрома, немецкое командование спешно перебросило под Ржев 12 дивизий и 2 бригады из Западной Европы.
Глубокий прорыв, создававший угрозу войскам Гитлера, в то же время был слишком растянут, всё сильнее ощущалась нехватка боеприпасов и техники, требовалось пополнение личным составом. 23 января 1942 года противник организовал наступление против ударной группировки Калининского фронта с востока и запада – из района п. Оленино и со стороны Ржева. В ходе этой операции были перерезаны коммуникации советской группировки, в итоге 39-я и 29-я армии, а также 11-й кавалерийский корпус остались без снабжения и попали в окружение. Немного позднее вермахт нанёс удар по стыку фронтов 29-й и 39-й армий, отрезав и заперев бойцов 29-й на клочке земли размером 10 на 20 километров, который принялся обстреливать со всех сторон.
Для помощи по выводу войск из окружения был сброшен воздушный десант из 300 человек личного состава 4-го батальона 204-й воздушно-десантной бригады 1-го воздушно-десантного корпуса. Из 30-й армии был направлен танковый десант – в количестве 10 танков и 100 бойцов. 17 февраля начался выход из окружения, проходивший с большими потерями. Отряд десанта почти полностью погиб, выполнив боевую задачу по прикрытию отходивших частей. Та же участь постигла 365-ю и 369-ю стрелковые дивизии. Только 28 февраля 29-я армия с тяжелейшими потерями смогла окончательно выйти из окружения. К 39-й армии из её состава присоединились лишь 5200 человек (из них 800 были ранены). За три месяца боёв общие потери 29-й армии составили 34 714 человек, то есть 2/3 личного состава. В целом же в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции советские войска смогли нанести поражение 16 дивизиям противника и продвинуться на 80-250 километров на запад.
\
ИСТОРИЯ ИЗ ФАКТОВ
Ещё накануне открытия экспедиции поисковые отряды начали прибывать в лагерь, обмениваться наработками, делиться планами, ставить задачи на период «Вахты Памяти», которая продлится с 8 по 21 июня. За две недели поисковики проверят десятки участков, старых и новых, десятки зацепок и намёток. В распоряжении поисковых отрядов в этом году есть карты с аэрофотосъёмки военных лет, привязанные к точным географическим координатам.
Этот важнейший поисковый инструмент предоставил участник поискового отряда «Штурм» (Великие Луки) Валерий Гудков, который лично запрашивал снимки из заграничных архивов, оплачивал их (от 20 до 40 евро за штуку) и привязывал к координатной сетке местности. Используя их, а также архивные источники поисковики стараются выявить места предположительных боевых столкновений РККА и вермахта; не широкими мазками, вроде «здесь шла линия фронта», а максимально конкретно, вплоть до расположения отдельных траншей и других оборонительных укреплений.
В этом контексте работа, которой заняты поисковики, представляет собой некую «персонализированную историю», происходит переход от общего к частному: критически важными становятся не стратегические карты и не общие направления атак и контратак, а воспоминания бойцов и очевидцев, дошедшие до наших дней, кадры с полей сражений, логика и понимание человеческой природы. Как поступил бы обычный человек, где конкретно укрылась бы рота – на этом поле или в том лесу, как именно проводился артобстрел, каковы непосредственные направления атаки…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.