История «в целом» есть совокупность миллионов маленьких историй, она состоит из частей. Здесь нет тех, кто ставит под сомнение какие-то цифры: 2 миллиона погибших, 1 миллион, пять – никакой разницы нет. 1000 человек – это уже огромные потери. Даже один человек – это трагедия его семьи. А на Ржевской земле это тысячи и тысячи человек. Было бы здорово найти их всех!

Но, когда под пищащим металлодетектором раскапываешь землю сапёрной лопатой, как-то не думается о тысячах. Думается о том бойце, который может находиться прямо здесь, под ногами. Забытый, неизвестный, пропавший без вести. Но в массе своей такая персонификация создаёт целый фронт поисковых работ, направлений поиска, которые чаще всего завершаются успешно.

Все мы знаем, что под Ржевом проходили кровопролитные, изматывающие бои. С детства ржевитянам объясняют, что каждый клочок земли здесь полит кровью наших солдат. Что под нашими ногами – история, страшная история, и мы должны гордиться победой над фашистской Германией. На каждую нынешнюю ржевскую улицу приходится по несколько сотен наших мёртвых отцов, дедов, прадедов, которые не щадили своей жизни для того, чтобы ты сейчас жил, дышал и при этом не был рабом. Но это – просто слова. Сейчас проводят так мало митингов и демонстраций, что среднестатистический гражданин слабо представляет себе, что такое 1000 человек, компактно собранных в одном месте. Не говоря уже о пяти тысячах. А как представить себе всё население 60-тысячного города, стоящее в каком-нибудь чистом поле? Учебники же говорят о миллионах, и невозможно объять разумом эти цифры – вот так, с наскока.

Гораздо доходчивее информацию подают поисковики, в чём убедилась съёмочная группа телеканала «Россия 1», решившая отправиться к местам прежних раскопок вместе с отрядом опытных бойцов. Сколько времени понадобилось для того, чтобы отыскать фрагмент снаряда на произвольном участке леса? Три минуты. Три. Целая артиллерийская гильза, которая весит порядка полутора килограммов, нашлась в течение получаса. Причём никто не гарантировал, что это просто «стакан» – предмет вполне мог оказаться неразорвавшимся снарядом. Он находился на глубине 10 сантиметров! Чуть дальше – хвостовики от миномётных снарядов, наши. Рядом – немецкие. А чуть правее – настрел, некоторое количество гильз, лежащих компактно. Здесь находился красноармеец. Вот здесь, где пищит детектор. Остались только пустые гильзы, самого солдата нет. Это хорошо – значит, он ушёл с этого места живым. Что в целом не гарантирует, что боец не лежит в соседней воронке, которыми буквально изрыт весь лес.

За час пребывания из земли достали порядка 10 килограммов металла. На случайной местности, без предварительной подготовки. Эти гильзы, патроны, в которых порох до сих пор горит, осколки, куски армейских ящиков, а также металл, принадлежность которого установить невозможно, – живая иллюстрация фразы «пропитаны кровью».

\

ПОИСКОВАЯ РАБОТА БЕЗ ПЕРЕРЫВА

В то время, пока проходила официальная церемония открытия Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт», поисковые работы уже дали первые результаты. Поисковый отряд «Пионер» (Подольск) на поле вблизи деревни Зеленькино (район д. Полунино) обнаружил достаточно крупное захоронение советских солдат. По словам командира отряда Михаила Богданова, очевидно, что это именно организованное захоронение, а не случайное место гибели бойцов:

– Останки располагаются по кругу. Наверняка гитлеровцы заставили местных жителей сложить трупы наступавших на их позиции советских  солдат в воронку, образовавшуюся от разрыва снаряда. А наши именно наступали – мы обнаружили винтовку с выдвинутым штыком; так ходили в атаку.  Отряду «Пионер» удалось обнаружить 39 бойцов РККА. 9 июня на раскоп в Зеленькино выдвинулись порядка 50 поисковиков: 30 человек – на казённом транспорте, который предоставил 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны РФ, и 20 человек – на собственных автомобилях. Для тщательной проверки местности будут использоваться 7 глубинных металлодетекторов, которые реагируют на присутствие металлических объектов на глубине до двух метров. Только с помощью такого дорогостоящего и тяжёлого оборудования можно убедиться, что поблизости от уже обнаруженного захоронения нет ему подобных. Пока же поисковикам удалось обнаружить в раскопе пять медальонов, некоторые из них повреждены. По предварительной оценке, имена и место жительства солдат попытаются установить по трём из них.

Установление личности погибшего бойца даёт надежду на то, что где-то на просторах бывшего Советского Союза живут его родственники, для которых он на протяжении более семи десятков лет оставался пропавшим без вести. У родственников появится возможность принять участие в перезахоронении, отдать дань памяти близкому человеку и спустя десятки лет обрести душевное спокойствие. Ведь хуже неизвестности – только полное забвение.  Российское военно-историческое общество совместно с правительством области и администрацией Ржевского района при поддержке федеральных министерств самым непосредственным образом стараются не допустить этого. Для плодотворной работы поисковым отрядам экспедиции «Ржев. Калининский фронт» созданы все условия: комфортное проживание, все бытовые удобства,  помощь с транспортом и оборудованием. Но вся основная работа всё равно остается за ними, поисковиками, добровольцами. Именно их усилиями книга истории Великой войны обретает новые страницы. Каждая из них – именная. Эти страницы и составляют единую, целостную историческую картину. Ни «переписать» её ни даже интерпретировать каким-то иным, отличным от фактического методом, – невозможно. Наша история, как и история любого другого государства, полна противоречий, в ней есть и светлые и тёмные стороны. Её вершили сильные и слабые, умные и глупые. Именно вся эта совокупная история государства делает его таким, каким оно и является в данный момент – противоречивым, самобытным, особенным. Нашим.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.