Минуло четыре года с того момента, как я впервые услышал название соревнований по самбо – «Ржев. Калининский фронт». 2020-й проходил под знаком юбилея – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Отдельной трагической страницей самоотверженности, мужества и героизма в военной истории страны является Ржевская битва. Учреждение памятного турнира – единодушное решение всех тверских самбистов. Его проведение поручили коллективу Ржевской школы по видам единоборств. И в том же 2020-м в Ржев из 17 субъектов РФ приехали 170 спортсменов, которые сражались за победу в своих весовых категориях.
На предложение принять участие в новом, никому не известном прежде турнире откликнулись, прежде всего, друзья ржевского самбо. Собирали участников на «личных контактах» всех тренеров области. Сейчас стоит вспомнить добрым словом каждого, ведь без них не было бы никакого турнира. Почему они приезжали в Ржев? Разве мало в стране проводится соревнований? Я тогда многим задавал этот вопрос. Самый главный ответ был таким: хотели дать ребятам возможность побывать в Ржеве, увидеть мемориал Советскому солдату, прикоснуться к великой истории страны и самим стать её частью.
И турнир пошёл в жизнь. Повысился в рейтинге участников. Стал классификационным, давая право победителям претендовать на присвоении спортивного разряда «Кандидат в мастера спорта». В мае 2021-го на Всероссийских соревнованиях по самбо «Ржев. Калининский фронт» приняли участие 80 спортсменов из Тверской, Псковской, Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Новгородской, Смоленской областей. Я помню слова, которые мне тогда сказал председатель областной Федерации самбо Дмитрий Куликов:
– Мы не пытались соперничать с брендом «Ржевский рубеж», начинанием ржевских спортсменов – силачей, единоборцев, гимнастов, сделавших его популярным среди участников и болельщиков. Место проведения турнира и его название позволяют рассказать спортсменам о трагических и героических событиях 1941-1943 годов, развернувшихся на подступах к нашему древнему городу. Вспомнить о самой кровопролитной битве за всю историю человечества. Ведь именно здесь, под Ржевом, были остановлены и перемолоты основные силы немецкой группы армий «Центр». Потеряв плацдарм для нового наступления на Москву, фашисты отсюда покатились к своему неминуемому поражению. Потери наших войск в боях под Ржевом оцениваются в 1,3 млн человек, а освобождённый город-фронт сравнивали разве что с лунным пейзажем – одни воронки да кратеры… Об этом нужно знать и помнить всем!
Самое активное участие в организации и проведении турнира по-прежнему принимает весь тренерский состав Федерации самбо Тверской области. Так что это наш, самбистский, вклад в общее дело – воспитания подрастающего поколения и сохранения памяти о героях, благодаря которым мы сегодня живём.
*** Помню, я тогда спросил Куликова и об итогах его полуторагодовой работы на посту руководителя Федерации. Дмитрий Николаевич заметил, что этот вопрос лучше адресовать его товарищам, тренерам, доверившим ему этот пост. И вот прошло четыре года…
2-5 февраля 2024-го на Всероссийских соревнованиях по самбо «Ржев. Калининский фронт» самбисты боролись не только за медали. На кону стояли звание КМС и путёвка на первенство России. 26 городов из 6 субъектов России делегировали в Ржев своих спортсменов. Конкуренция в весовой категории доходила до 35-36 человек за заветное первое место.
Ну, а оценку работы Ржевской школы по видам единоборств и областной Федерации самбо я услышал из уст мастера спорта СССР по дзюдо, заслуженного тренера России, профессора кафедры физического воспитания Юго-Западного государственного университета Зураба Курасбедиани, который приехал в наш город вместе с командой из Курска. Будучи главным тренером Курской области по самбо, Зураб Важаевич однажды сказал в интервью:
– Я многого требую от своих учеников. При этом учу не только борьбе, но и уважению. Они не со злостью должны выходить побеждать, а с какими-то ценностями. Чтобы в голове было не «Я вам покажу, что я умею!», не «Я вас порву!»… Чтобы выходили бороться и преподносили урок уважения друг к другу. И тем самым становились лучше. Лучше, чем вчера.
Профессор Курасбедиани считает, что самое важное в нашей борьбе, в российской школе – уважение к сопернику. Без всякой злости выполнить и показать то, чему научился, поклониться и поблагодарить соперника за выполненную работу. Это никак не умаляет настроя на победу. Наоборот, даёт спокойную уверенность. Тренировки, нагрузки, испытания – закаляют, а спокойствие дарит непоколебимость. И только этот сплав качеств гарантирует человеку способность выстоять под всеми ударами судьбы и стать настоящим гражданином своей страны.
Удивительный собеседник: мастер в борьбе, прекрасный тренер, специалист в физиологии и педагогике… Житейские мудрости, спортивные догматы и термины он умудряется оформлять в математически точные, но при этом простые формулировки, понятные любому ученику, студенту или начинающему тренеру. Сплав опыта, знаний и интеллигентности…
*** О нашей школы по видам единоборств Зураб Важаевич высказался с горячностью и прямотой, присущей настоящим кавказцам:
– Мы словно побывали в СССР!
– В каком смысле? В хорошем или в плохом?
– И в хорошем, и в плохом. В хорошем – поскольку мы увидели настоящую специализированную школу. С залом, предназначенным и для тренировок, и для сборов, и для соревнований. Со всеми необходимыми помещениями и атрибутами. От фойе и гардероба на входе до трибун, от раздевалок и душевых до запасного выхода. Нечасто можно встретить такое богатство. С этим Ржеву повезло. На редкость грамотный и сплочённый коллектив тренеров. Им удалось сохранить старую советскую методику преподавания. Уникальную методику, которая создавалась на основе небывалой массовости занятий спортом в СССР на уровне НИИ, а затем в виде рекомендаций передавалась тренерам. Заслуга тренерского коллектива – в том, что он сумел встроиться в новые реалии, развить новые направления и при этом не утратить бесценный опыт. У ржевской школы большие возможности, большой потенциал. Для развития борьбы и для участия в развитии города.
А вот негативные мысли возникли из-за недостаточного для роста каждого отдельного спортсмена финансирования. Всё понимаю. И время, и трудности. Но работа тренера похожа на простые математические формулы. Тренер должен знать свои задачи и свои возможности на ближайшие четыре года. Тот факт, что у вас пытаются работать с детьми от 4-х лет, – это прекрасно (на языке кафедры спортивных дисциплин мы называем этот процесс этапами – набор, отбор, выбор). Периоды, которые требуют определённого времени.
Тогда, занимаясь с восьмилетним спортсменом, тренер не будет гадать, на кого он тратит силы, и в каком направлении нужно работать. Развивать борца в силовом плане или в техническом. Три-четыре года – достаточный срок, чтобы ребёнок определился со своей приверженностью к выбранному направлению. Чтобы он окреп и подготовился морально к предстоящим нагрузкам. Привык к дисциплине в жизни и в спорте.
– Простите, профессор! Этап «выбор» предполагает отсев? Как быть с теми, кто не смог соответствовать?
– А такие всё равно уйдут. Если у ребёнка за два года не будет своих маленьких личных результатов и достижений, если борьба не сможет его заинтересовать, а он не сможет в ней жить и развиваться, – он бросит занятия. Уйдёт в какие-то другие виды. В командные, например. А тренер получит первый пласт учеников, влюбившихся в борьбу и готовых выполнять его установки. И этим ученикам будет всего 8 лет!
Дальше придут и усталость, и переходный возраст. Но это уже следующие страницы тренерской педагогики. Тренер должен думать об учениках, своих задачах и своей ответственности за турнирное расписание каждого. А ещё – о том, хватит ли сил и средств на поездки. Аргументированно понимая – куда, кого и зачем он везёт или отправляет. Но при этом не должен сожалеть о том, что куда-то «не доехали». А начинать возить того, кто завтра может уйти, – дорогое удовольствие. Это и есть специфика тренерской работы. Видеть. Отбирать. Планировать.
Мне очень понравилось, что в ржевской школе по видам единоборств уже существует свой план развития тренерского резерва и профессиональной ориентации. Уже определены спортсмены, которые готовы связать свою жизнь с тренерской работой. Ребята уверенно называют спортивные вузы, в которые они будут поступать. А главное, они уверены, что, получив образование, вернутся обратно. И будут востребованы.
В завершение отмечу, что впечатления от посещения Ржева самые разные. Например, нам удалось посетить Ржевский мемориал Советскому солдату. Величественное, траурное, памятное место… Эти эмоции я увезу домой в своём сердце, они личные, не для печати. А Ржев удивил красотой и самобытностью совсем маленького по российским меркам города, в котором есть всё: и люди, и возможности.
Ржевский турнир удался. Тренеры и спортсмены довольны результатом и поездкой. Значит, приедут снова. Значит, будут приглашать ваших ребят. Это и есть главный результат. Это и есть развитие.
Андрей Онищук.
Фото из архива школы.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.