Люди военные знают, что для победы важны не только мужество и героизм бойцов, современное вооружение и мощные укрепления, но также организация тыла. Скажем, девизом тыла Вооружённых сил РФ со времён Великой Отечественной войны стала фраза «Без тыла нет победы!». Более того, эти слова отчеканены на медали «Генерал армии А.В. Хрулёв», которой награждаются высшие и старшие офицеры ВС РФ за весомый личный вклад в организацию тылового обеспечения войск. Однако сегодня мы расширим это понятие – за счёт участия в поддержке участников СВО (не в последнюю очередь, моральной) гражданских групп и частных лиц. Об этом, и не только, мы поговорили недавно с главой Ржевского муниципального округа Романом КРЫЛОВЫМ.
НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ
– Роман Сергеевич, начиная с 2022-го, мы опубликовали порядка двух десятков материалов о ржевитянах – участниках СВО. И во время встреч с нашими мобилизованными ребятами неизменно звучал вопрос, почему их земляки сегодня живут, как будто ничего не происходит, и РФ не втянута в реальную войну с Западом. В сети эта претензия представлена несколько иначе – не пора ли с учётом проведения специальной военной операции снизить праздничный тонус?
– Я, наверное, с такими доводами однозначно не соглашусь. Проведя аналогию с Великой Отечественной, отмечу: праздники в СССР проводились даже в условиях всеобщей мобилизации. Помните: «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» – ведь они реально поднимали боевой дух наших воинов, ко всему прочему, именно в военное время появилась традиция салютовать в честь соединений, принимавших участие в освобождении конкретных населённых пунктов. Собственно, и сегодня наши ребята воюют за то, чтобы все мы, наши дети и внуки жили под мирным небом, не забывая о поводах для праздника.
Другой вопрос, что сегодня наше общество разделилось на две части: одна в полной мере понимает степень своей ответственности в условиях проведения СВО, вторая – абсолютно индифферентна к этим событиям, как будто на внешнем периметре ничего не происходит. Люди не хотят делать какие-то послабления, не желают ни в чём себе отказывать, кто-то переключился, кто-то – нет. Скажем, когда мы в 2023-м проводили День города, который совпал с попыткой мятежа ЧВК «Вагнер», и сократили праздничную программу, то получили массу негативных отзывов в сети…
– Тем не менее, такого количества мероприятий в Ржеве, как в этом сезоне, давно не было…
– Когда даю соответствующие поручения коллегам, осознаю, что речь идёт о событийном туризме, который напрямую влияет на экономику округа, и мы вынуждены с этим считаться. Во-вторых, количество культурно-массовых мероприятий – прямой показатель оценки работы администрации. Конечно, можно всё разом взять и отменить, но это решение напрямую ударит по бюджету округа.
– Благотворительный фонд «Ржев всегда рядом» был создан с началом СВО. Казалось бы, к административному ресурсу должны подключиться все здоровые силы общества, готовые помогать нашим военнослужащим. Тем не менее, возникла масса локальных групп, которые действуют самостоятельно…
– Вы правы, возникли самостоятельные группы – у них свои связи с фронтом, свои задачи, свои сборы. Это говорит о том, чтобы наше общество ещё пока, к сожалению, не созрело, чтобы выстраивать общую, более эффективную позицию. Часть из них работает по принципу «группы праздника» – по факту эта помощь ничего общего с задачами, которые ставят перед нами участники СВО, не имеют. В итоге собранная помощь либо вообще не доходит до фронта, либо на передовую доставляют то, в чём там нужды не испытывают.
На своём уровне мы получаем конкретные точечные задачи – скажем, приобрести квадрокоптеры или пиломатериалы для укрытия, чтобы переместить линию обороны. При этом мы детально прорабатываем логистику, ведём переговоры с командованием части – вплоть до момента получения гуманитарного груза. Другие группы, увы, порой отправляют их «на деревню к дедушке» – грузят «Газель», и будь что будет! А когда транспорт до места назначения элементарно не доезжает, нередко просят помощи у администрации.
Не случайно в последнее время появилось большое количество уголовных дел, связанных с доставкой гуманитарных грузов в зону проведения СВО по причине неправильного оформления документов. Мы в рамках фонда «Ржев всегда рядом» осуществляем сбор, и за каждый рубль отчитываемся, причём находясь на постоянной связи с командованием. А не просто собираем средства на личные карточки, что категорически запрещено законом. Кстати, бывали случаи, когда собранные деньги попросту растворялись в неизвестности.
Недавно отправили в зону проведения СВО пиломатериалы и очередной автомобиль, ещё один готовим к отправке, и это та помощь, которая реально необходима на передовой. Параллельно наши ребята просят оказать помощь своим семьям, детям и матерям, и мы стараемся оперативно отработать каждую заявку.
В ПОДДЕРЖКУ СВО
– Специальная военная операция идёт третий год, сколько удалось собрать за это время?
– В целом с начала СВО – порядка 11 млн рублей, в основном это средства предприятий, доля рядовых ржевитян – порядка 600 тысяч рублей.
– Самое значительное приобретение?
– «Буханки» и полноприводные «Газели», в том числе пассажирские – для доставки раненых. Среди отправленных на передовую есть автомобили окружной администрации и Ржевской епархии, а также предприятий округа. А ещё – квадрокоптеры, лес для защитных сооружений пунктов ПВО, чтобы дроны не могли их повредить. Ржевские предприятия объединились и помогли – после того, как ржевский парень получил ранение на одном из таких пунктов…
– К чему вы как глава округа так и не смогли привыкнуть с началом СВО?
– Я так и не смог смириться с потерями, которые понёс наш округ. Вчерашние гражданские специалисты наших предприятий и организаций стали героями СВО. Во время встреч с семьями, которые потеряли своих кормильцев, порой возникает ощущение нереальности происходящего, и со временем в этом смысле ничего не меняется…
ВРЕМЯ ГЕРОЕВ
– Ваши личные впечатления от общения с участниками спецоперации?
– Знаете, очень часто бывает так, что вовсе не я подбадриваю наших ребят, которые воюют на передовой, а они меня как главу округа – в решении каких-то задач. Признателен им за то, что следят за преобразованиями в Ржеве, высказывают слова поддержки. Встречаясь с ними, поймал себя на мысли, что они не будут больше такими, как прежде, до объявления СВО. Гражданские специалисты стали военными до мозга костей. У них даже взгляд теперь другой, они выглядят и мыслят иначе. При этом радует, что тяжести на сердце у них не прибавилось – они стали смотреть на жизнь как-то легче, по-иному её осмысливают…
– Какие реальные истории запомнились особенно?
– Их много, и каждая заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Скажем, одного ржевского парня, контрактника, под Авдеевкой направили управлять машиной. А он решил, что пойдёт в штурмовики, поскольку водителем мог работать и в Ржеве. На передовой своими глазами видел колодцы, куда сбрасывали изуродованных людей, изувеченные батальоном «Азов» (в РФ признан террористической организацией) храмы, где иконы и фрески попросту выжигали фосфором…
Батюшка подарил ему одну из уцелевших икон, и он с ней фактически не расставался. Во время одного из штурмов попал под мощный обстрел, получил тяжёлое ранение, чуть не потерял ногу. Остался лежать на поле боя, истекая кровью, и только ночью наши ребята на БТР вывезли его из прифронтовой полосы, доставили в госпиталь. Когда очнулся, увидел красивую девушку, которая обрабатывала его раны, и первое, что она сказала: «Не переживайте, ваша икона с вами!». Она его, собственно, и спасла от смерти…
Другой парень, получив два серьёзных ранения от снайпера, пробираясь к своим, преодолел 21 км. И только чудом остался жив. И таких примеров можно привести немало. Наши парни – настоящие герои, которые сегодня жертвуют своей жизнью во имя мира.
– Вы говорили, что ржевские участники СВО – на особом счету у командиров…
– Часть наших ребят, заключив контракт, ушли на СВО не только из Ржева, но также из Твери, Питера и Москвы, где работали до объявления частичной мобилизации. Ржевские парни даже на уровне мобилизационной подготовки в Твери проявили себя наилучшим образом. При этом никто их не заставлял переходить на первую линию. Скажем, Виталий Пьянов сразу пошёл служить в разведку, и это далеко не единичный случай. Командиры говорят, что мобилизованные и контрактники из Ржева показывают примеры мужества и героизма, ибо воспитаны на подвигах своих дедов и прадедов. Если контрактники, то штурмовики, если мобилизованные – значит, спайперы или разведчики…
– Роман Сергеевич, вы наверняка согласитесь с тем, что спокойнее воевать, когда с тылом порядок. Какие задачи сегодня стоят перед вами по поддержке семей военнослужащих?
– Существуют реальные просьбы участников СВО, которые мы стараемся оперативно выполнять совместно с Фондом «Защитники Отечества». Просьбы самые обыденные: мама в деревне нуждается в дровах на отопление дома; ребёнок получил травму, которая требует вмешательства столичных докторов; есть возможность подключить газ к домовладению семьи. На последние два приёма граждан ко мне пришли два участника СВО: одному потребовалась помощь с оформлением земли в посёлке Победа, второму – обеспечить освещение на ул. Луговая. Таких обращений немало, и все мы стараемся реализовать как можно быстрее, чтобы наши парни спокойно служили, зная, что с тылом у них всё в порядке.
ПАМЯТИ ПАВШИХ
– За последний год в Ржеве появились улицы Артура Тулякова и Александра Фролова. По какому принципу ведётся эта работа?
– Артур Туляков стал первым из ржевитян – участников СВО, кто был награждён орденом Мужества, а Александр Фролов – первым Героем России. При этом память обо всех погибших героях СВО сохраняется – открываются памятные доски при школах, где они учились, школьникам рассказывают об их подвиге…
Продолжается и сбор средств на создание народного памятника военнослужащим, которые сегодня защищают интересы России в зоне проведения СВО. С такой инициативой выступили матери и жёны участников спецоперации, и она была поддержана общественностью и администрацией округа. Ведь сегодня как никогда важно сохранять традиции русского воинства, воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, на примерах мужества и героизма защитников Родины.
Россия никогда не проигрывала судьбоносные войны, не проиграет и эту. И все мы, каждый на своём месте, должны внести свой вклад в Победу!
– Благодарю вас за интервью.
Ирина ПЕТРОВА.
Фото из личного архива.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.