– Но должна же быть истина, определённые ориентиры в жизни, – хотя бы для того, чтобы правильно воспитывать детей…
– Воспитывать детей – значит, прививать им определённую идеологию. Но пока дети несовершеннолетние, они будут пребывать в поиске смысла. Воспитывает среда, в которой они находятся, – семья, школа, улица, друзья. Дети должны самостоятельно через эту фазу пройти, а родители могут только ограничивать их, чтобы они не попали под пагубное влияние, например, различных интернет-сообществ.
– Но ведь сложно жить, не имея точки опоры. Семья разве не является таковой?
– На самом деле точки опоры не существует. Семья – это я, это часть меня самого. Это как передача огня – от одной свечи можно зажечь множество других. Но только ты сам являешься источником этого огня.
– Интересно. А работа может стать точкой опоры?
– Работа – это скорее состояние. Причём тон задаётся с детства, а дальше мы продолжаем жить по инерции, неосознанно двигаясь в том направлении, в котором нам комфортно. Например, в ржевских СМИ годами работают одни и те же люди, благо профессия у нас творческая – не «заржавеешь».
– Ну, не скажите – нет ничего более нудного и однообразного, чем наша работа. И это замечательно, что вам удалось сохранить в себе творческое начало.
– Конечно, и у нас бывают такие моменты, когда всё повторяется, словно день сурка. Но ведь любое творчество придаёт силы. Несмотря ни на что, мы получаем удовольствие от производства новостей – это очень интересно. Мне моя работа нравится, и я стараюсь делать её качественно.
– Даже несмотря на то, что телевидения сегодня практически нет?
– Согласен с мнением некоторых исследователей, которые считают, что Россия по уровню свободы СМИ откатилась на 20 лет назад. Освещаются только «правильные» темы и под «правильным» углом. Конечно, у каждого канала свой формат и позиция по разнообразным вопросам. Поэтому какие-то темы они поднимают, какие-то – игнорируют, события освещаются под каким-то углом, а не равноудалённо. Но когда показывают одно, а реальность – совсем другая, у людей возникает протест. Например, на канале «Euronews» новости опираются на источники, предоставляемые различными сторонами. И зрители имеют возможность думать, анализируя полученную информацию.
\
GOOGLE ЗНАЕТ ВСЁ
– Людям вообще хочется думать? Может быть, проще избавить их от этого?
– Увы, проблема современных людей – в том, что они перестали размышлять. Информация для них уже разжёвана и готова к употреблению. Когда я учился в школе, мне очень нравилось читать книги. Но если Google знает всё – зачем думать самому? По статистике, 80 процентов пользователей в интернете читают только первые два абзаца – полностью текст редко кто может осилить. Новости даже в ржевских группах не читают целиком, сразу пишут комментарии, задают вопросы, хотя в тексте уже содержатся ответы на них.
– Если человек начнёт самостоятельно думать, чем ему это грозит?
– Рано или поздно он начнёт осознавать, что происходит вокруг. Говорят, что люди в России пассивные. Они не пассивные, а информационно осиротевшие – спасибо за это, в том числе, СМИ.
– Разве можно перестать воспринимать информацию?
– Раньше, в 80-90-е прошлого века информации не хватало – не было столь мощных информационных потоков. Чувствовался голод по информации, и в людях жило стремление узнать что-то новое. Мы сами – представители того поколения, которое ещё читало книги, а для современных детей чтение – это скучно. Читая, надо думать, а это уже напрягает.
– Но вы же заставляете своих зрителей задуматься, по крайне мере?
– Да, есть такая цель. Но, скорее, мы работаем для себя, чтобы оставаться в тонусе, чувствовать себя живыми. А когда получаешь обратную связь – живыми двойне! Энергия была на пике, когда собирали подписи за возврат прямых выборов главы Ржева. Обратная связь с людьми была настолько мощная, что ты буквально заряжался этой энергетикой. А если реакция бледная – значит, ты что-то делаешь неправильно. Каждый, кто работает в журналистике, знает это по своему собственному опыту. Кроме того, телевидение – уникальное СМИ: нигде больше нет таких мощных потоков информации. Если газеты делают акцент только на слово, то телевизионщики – на слово, звук и изображение. Думаю, это более трудоёмкий процесс.
– Роман Николаевич, как сосуществует творческий семейный тандем?
– На работе мы с Екатериной Сергеевной – коллеги. Работа – это работа, семья – это семья. Грань должна быть, но её не всегда видно. Мои родители, Вера Николаевна и Николай Яковлевич, многое сделали для студии, и до сих пор продолжают переживать за её будущее. К тому же наш коллектив – это тоже маленькая семья.
\
СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
– А где пролегает грань между критикой и критиканством, в котором вас нередко обвиняют?
– Неприятие критики нас удивляет. Мы высказываем критические замечания, поскольку то или иное событие нам небезразлично. Стараемся быть максимально объективными – как бы ни относились к участникам этих событий. Но сегодня, на мой взгляд, неправильно выстроено взаимодействие с журналистским сообществом Ржева. Надеемся, что со временем ситуация поменяется.
– Конечно, никто не может заставить журналистов писать или показывать то или иное событие в определённом ключе. Но учредители могут предложить некие стратегические направления.
– Да, но привыкнув к такому подходу в работе с одним СМИ, сложно понять, что с другими так не получится. Наши высказывания расценивают как критику, которой быть не должно. Взаимное уважение априори не может быть односторонним. Умение конструктивно отвечать на критические замечания – целое искусство. И не нужно избегать того, что может сделать нашу жизнь лучше.
– СМИ – единственный канал, зеркало, в котором власть может увидеть ещё и своё лицо…
– На примере Ржева могу сказать, что, к сожалению, обратная связь порой не работает. Если «нет жалоб» – нет и проблем. Бывает и такое: мы поднимаем какой-либо вопрос, а нам отвечают: никаких обращений на сей счёт не поступало. Выходит, формально нет и самой проблемы.
Ничего страшного не вижу, например, в такой форме взаимодействия, как митинги. Это прописанная в Конституции РФ форма гражданской активности (!). Очень важное слово – активность. Не так давно, например, Александр Абраменков, будучи заместителем главы города, посещал митинги и общался с людьми, порой выслушивая нелицеприятные высказывания. Помню, бывал на таком мероприятии и Леонид Тишкевич. Он же выходил к горожанам во время исторического заседания депутатов Ржевской Гордумы, проголосовавших за двуглавие. Сейчас муссируется тема, что митинги организуют «агенты запада», а в приёмную президента пишут «городские сумасшедшие»… Так нельзя! Возвращаясь к вышесказанному, повторюсь: уважение не может быть односторонним.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.