Ситуация, сложившаяся вокруг признанного в феврале 2017-го аварийным дома №63 по ул. Тертия Филиппова, не теряет своей остроты по сей день. Достаточно сказать, что большинство собственников, а именно 35 из 47 – по числу квартир, находящихся в собственности (всего их 57), на минувшей неделе провели общее собрание, на котором приняли решение прибегнуть к помощи адвоката – Д.А. Деянова. Однако совсем не факт, что все 35 семей и впоследствии сохранят за Дмитрием Александровичем право представлять свои интересы в различных инстанциях. Тем не менее, уже сейчас ясно одно: жители дома уверены, что, благодаря юридическому сопровождению, они смогут в полной мере защитить свои права. Собственно, для того, чтобы сохранить объективность, сегодня мы представим мнение обеих сторон, непосредственно участвующих в решении проблемы – адвоката собственников аварийного дома Д.А. Деянова и главы г. Ржева В.В. Родивилова. В результате получился своеобразный «аварийный» ликбез.


Дмитрий ДЕЯНОВ, адвокат.

– Жалобы на состояние МКД, по свидетельству старшей по дому №63, стали поступать в различные инстанции ещё в середине нулевых. Но первое сохранившееся у жителей обращение на имя главы администрации города (на тот момент это был И.И. Корольков), датируется декабрём 2014 года. В июле 2015-го Госжилинспекцией Тверской области в отношении названного дома была инициирована проверка. Подписанный по её итогам представителем ГЖИ М.А. Кораблёвым Акт проверки органа госконтроля гласил: необходимо обследование элементов ограждающих и несущих конструкций, поскольку жилые помещения дома не соответствуют предъявляемым требованиям. Главный специалист ГЖИ указал, что считает необходимым безотлагательное рассмотрение межведомственной комиссией вопроса о признании МКД непригодным для проживания.

Все действия, связанные с признанием дома аварийным, чётко регламентируются Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 – со сложным названием «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п. 42 этого постановления, межведомственная комиссия на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям по аварийности дома. Однако после подписания акта соответствующая работа на уровне муниципалитета не была проведена в полном объёме.

И только в 2016-м муниципалитет заключил договор со специализированной организацией – ООО «Промтерра», специалисты которого в начале 2017 года вынесли заключение о необходимости признания МКД аварийным. Почему это произошло только месяц назад, а не двумя годами ранее – история умалчивает.

Для начала городской власти следовало уведомить жильцов (причём в индивидуальном порядке, под роспись) не только о признании дома аварийным и принятии решения по поводу его сноса, но и о выкупе земельного участка, на котором стоит МКД, собственно квартир и долей каждого собственника в общедомовом имуществе. Это – прямая обязанность муниципалитета, прописанная в статье 32 Жилищного кодекса РФ. Выкупить жильё город обязан по рыночной стоимости, причём каждую квартиру следует оценивать в индивидуальном порядке – в зависимости от этажности, состояния квартир, наличия ремонта и так далее. Сделка считается завершённой только в том случае, если собственник согласился с предлагаемой суммой. Предоставлять гражданам взамен аварийного равноценное жильё – это уже не обязанность, а право муниципалитета. Да, город может вместо выплаты компенсации предложить жителям приобретённые специально для них квартиры (с заключением договора мены). И уже сам собственник решает, с каким из вариантов согласиться – выплатой денежной компенсации либо предоставлением равноценных квартир.

Правда, помимо выкупа либо предоставления равноценного жилья, существует и второй вариант решения проблемы – включение аварийного МКД в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Но в отношении дома по ул. Т. Филиппова, 63 это практически невозможно: на МКД, признанные аварийными после 1 января 2012 года, действие названной программы пока не распространяется. Хотя я вполне могу предположить, что муниципалитет вправе обратиться с соответствующей инициативой – хоть к руководству Тверской области, хоть в Правительство РФ.

Второй момент. Город не вправе требовать от жителей покинуть аварийный дом без выплаты им компенсации – выселение возможно только после решения суда. Но и в этом случае судебная инстанция может пойти навстречу собственникам, продлив срок их проживание в МКД до шести месяцев (под личную ответственность). И уж тем более ресурсоснабжающие организации не могут приостановить подачу ресурсов в аварийный дом. В ЖК РФ прописана процедура отключения, скажем, газа, которая вступает в силу только при угрозе взрыва и прочих ЧС на газовых сетях, да и то – только до момента устранения причины аварийности.

И последнее: все траты, которые несут собственники квартир в аварийном доме в связи с переменой места жительства, вплоть до переезда в другое помещение, несёт именно муниципалитет. Так что вопрос, кто и как будет перевозить мебель жителей из одного дома в другой, вообще должен уйти с повестки дня – это прямая обязанность города. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к городской власти с предложением все вопросы, связанные с аварийным домом, решать с участием собственников квартир и оперативно доводить имеющуюся информацию до их сведения разумным способом.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.