Мастер мирового уровня Марк Шагал сказал однажды: «Все мы знаем, что хороший человек может быть плохим художником. Но никто никогда не станет настоящим художником, если он не настоящий человек…».

Эти слова вполне применимы к талантливому скульптору и живописцу нашего города — Анатолию БУРОВУ, которому 22 октября нынешнего года исполнилось бы 85 лет. Его талант развивался через многолетний, упорный, ежедневный труд. Постижение мастерства давалось нелегко — не хватало знаний и практики. Были неудачи, но они не останавливали Бурова, а, наоборот, побуждали идти вперёд, и помогала ему в этом его твёрдая вера в собственные силы.


…Получив высшее педагогическое образование и проработав в школе учителем четыре года, Анатолий резко изменил свою судьбу: поступил в художественное училище.

В 1967-м, после его окончания, ступил на тернистый творческий путь. Его кредо — пластика, хотя ему также не были чужды живопись и графика. Однако именно скульптура стала ведущей в его творчестве.

Достижению мастерства способствовали стажировки в Республиканском Доме творчества, где лучшие скульпторы страны делились своим опытом и знаниями с художниками-стажёрами.

Начинал Анатолий с портрета, позже увлёкся анималистикой, и этот удивительный мир животных не отпускал его до конца дней. Любимый материал Бурова — дерево; впрочем, использовал он и другие — камень, бронзу, медь, гипс. Для его произведений характерны цельность силуэта, монументальность и незначительный налёт декора (он всегда утверждал, что излишки декора мешают цельному восприятию фигуры). Скульптуры Анатолия Сергеевича образные, добродушные, порой даже очеловеченные, в них полностью отсутствует агрессивность, а в некоторых звучит философское размышление («Совы», «Ворон»). Он нашёл свой пластический язык, стремился к обобщению, выявляя главное, создавая цельный и гармоничный образ.

Когда я бывал в его мастерской, в глаза бросалась теснота помещения, не приспособленного для такой работы: все углы были завалены скульптурами, заготовками, материалами… Но сам Буров, мужчина высокого роста с крепкими мускулистыми руками, в рабочей одежде, в фартуке, был похож на кузнеца и всегда встречал гостей с улыбкой на лице, гостеприимно, по-дружески.

Обычно во время таких встреч он ставил на скульптурный станок свою очередную работу и — начиналось её обсуждение, деловой разговор на языке искусства. Чего- то в этой работе не хватало для цельного восприятия или, наоборот, требовалось убрать лишнее. Таков творческий процесс любого мастера, цель которого — в конечном итоге создать живой, цельный, гармоничный образ с его внутренним движением. Анатолий воспринимал советы, замечания и пожелания положительно, всегда к ним прислушивался, ведь порой так важно услышать мнение собрата!

Частыми гостями его мастерской были Игорь Ладыгин, Артур Кондратьев, другие художники из Ржева, прочих городов. Разговор шёл о проблемах искусства в нашей стране в перестроечное время и о путях его развития в будущем. В разговоре Анатолий был всегда прост, никогда не зазнавался и не кичился высоким званием «Заслуженный художник России», но при этом оставался прямолинеен, принципиален и твёрд в своих убеждениях. Вся его натура была пронизана интеллигентностью: это касалось и внешнего вида, и внутренних качеств. В Выставочный зал всегда приходил в костюме, при галстуке, в общении был вежлив и деликатен.

Вспоминаю нашу совместную работу в средней школе №1 им. А.С. Пушкина — над оформлением Зала сказок. Основную часть работы Анатолий взял на себя, поскольку в основу была положена резьба по дереву. Я же в это время только начинал осваивать резьбу, и коллега всячески помогал мне — словом и делом.

Буров был неутомимым тружеником, чему свидетельством — постоянное участие в крупных российских, областных и городских выставках. В соответствии со своим талантом и уровнем творчества он вполне заслуживает звания «Народный художник России». Впрочем, Анатолий уже увековечил своё имя — его скульптура «Медвежонок» была приобретена Третьяковской галереей. Хочется, чтобы имя А. Бурова навечно осталось в памяти ржевитян. Для этого важно установить памятную доску на доме, где располагалась мастерская скульптора и, конечно же, создать в городе музей анималистики его имени. Творения Бурова являются сокровищем в общей копилке духовного наследия Ржева. Если бы некоторые его скульптуры были отлиты в бронзе и установлены в парках, то они стали бы жемчужиной культурной жизни нашего города. Я считаю, что это вполне возможным в период развития туризма в Ржеве, поскольку поднимет не только престиж города и уважение гостей к его истории и духовному наследию, но и вызовет гордость и восхищение за прошлое и настоящее нашей родной земли.

С 10 октября в Выставочном зале Ржева открыта выставка, посвящённая 85-летию со дня рождения заслуженного художника России, скульптора-анималиста Анатолия Сергеевича Бурова.

22 октября, в 15.00, в ВЗ состоится вечер памяти художника. На этом мероприятии организаторы ждут всех его близких, коллег, друзей и почитателей таланта. Не пропустите!

На снимках: на персональной выставке в Твери (2016); работы мастера.
Александр ЦВЕТКОВ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.