К огромному сожалению, мы мало говорим о таких людях. Всеобщее внимание привлекают персонажи, гнилая и мелочная сущность которых проявилась не так давно. И насколько великими духом и сильными в своих убеждениях предстают перед нами те, кого наше общество обязано признать культурными маяками. О талантливой пианистке с украинскими корнями Валентине Лисице широкая публика в нашей стране узнала сравнительно недавно. Существуют записи на её канале в YouTube с миллионными просмотрами – в основном для специалистов и любителей классической музыки. А многие из нас впервые услышали это имя в 2014 году. Тогда ей, гражданке Украины и США, предложили выступить в Киеве перед митингующей толпой. Она отказалась, не поддалась уговорам и приняла решение говорить правду о происходящих событиях, чтобы донести её до западного зрителя.

Выбор Валентины был воспринят в штыки не только на Украине, но и за рубежом. Совсем скоро она ощутила на себе все последствия этого решения – отмену и срыв концертов по всему миру. Поддержка Крыма и Донбасса стоила ей дорого: скандальные публикации в прессе, разорванные отношения с друзьями и коллегами как на Украине, откуда она родом, так и во всём мире. Рискуя большими контрактами, гонорарами и положением в профессиональном сообществе, Лисица стала приезжать с концертами на истерзанную войной землю Донецка и Луганска.

22 июня 2015 года состоялся первый концерт, на который пришли около 15 тысяч человек. С тех пор было много таких выступлений на Донбассе, и всё чаще пианистка с мировым именем играет для обычных людей в самых разных российских городах. Кстати, российское гражданство она получила в феврале 2022 года. А накануне Пасхи Христовой Валентина Лисица дала концерт в Ржеве. Приехала она в первый город на Волге на «Ласточке» без всякой помпезности и точно так же уехала вечером на очередной концерт на обычном автобусе. Нам удалось немного побеседовать с Валентиной Евгеньевной накануне выступления во Дворце культуры, найдя в ней открытого миру и людям собеседника.


ВРЕМЕНА СРЫВАЮТ МАСКИ

– Валентина Евгеньевна, ваше выступление в нашем городе – в рамках гастрольного тура или разовая поездка с концертом? И вообще, почему Ржев – так неожиданно и спонтанно?

– В этом году мы отмечаем 150-летний юбилей Сергея Рахманинова, великого русского композитора. С программой Рахманинова я проехала по новым территориям России – Запорожской и Херсонской областям. Дала там 15 концертов, и остановиться было трудно.

Вопросы финансовые для меня второстепенны, я сейчас играю либо бесплатно, либо, если на концерт продаются билеты, направляю вырученные средства на благотворительность. Некоторое время назад разместила ВКонтакте сообщение о том, что готова приехать по приглашению в любую точку России. И через какое-то время получила приглашение от директора Дворца культуры Ржева Ольги Кресницкой выступить в вашем городе. Раздумий, ехать или не ехать, не было – конечно, ехать! И вот я здесь.

А вообще мой график на ближайшее время таков: Тамбов, Мичуринск, Ржев, Милан, Вена, Курск, Волгоград. До мая у меня все дни заняты – где-то я уже успела выступить, где-то концерт ещё только предстоит.

– Среди гастрольных выступлений – западноевропейские города Милан и Вена. Это значит, что дикая история с отменой ваших концертов на Западе завершилась?

– Как бы не так! «Культура отмены» никуда не делась, она продолжается. Иногда дело доходит до гротеска. Недавно уволили дирижёра Киевского оперного театра – только за то, что он имел неосторожность сфотографироваться с мужем Анны Нетребко – Юсифом Эйвазовым. От меня требовали подписывать письма и воззвания, осуждающие специальную военную операцию и Россию. Я отказывалась, а их это злило. Поначалу было тяжело переживать предательство друзей и знакомых, с которыми дружила и общалась много лет. Потом вспомнила, что всё это уже было – пусть и не со мной. Оказалось, что за тонкой штукатуркой «цивилизованности» скрывается неприглядный фасад. Времена срывают все маски и показывают, кто чего стоит. В какой-то момент на мои странички пожаловали дорогие коллеги по музыкальному бизнесу, накидали картинок с разрушенными домами и написали: «Наслаждайся своим Мариуполем!».

Но ситуация теперь выглядит так: сначала меня отменяли, потом я принялась отменять. Когда оказалась перед выбором – выступать в Казани или Дюссельдорфе, я без малейшего сомнения выбрала Казань, отправив в Германию отказ. И такое было уже неоднократно.

После моего выступления в Мариуполе 9 Мая отменили массу моих европейских концертов. Мне стали писать: «Теперь вы, наверно, радуетесь, что никогда больше не будете играть для культурных европейцев, немцев. Езжайте и играйте для своих бурятов». Они почему-то решили, что играть для бурятов – это недостойно. Но я поехала и дала концерт на площади в Улан-Удэ, получив массу удовольствия! Вот этот зал, где мы разговариваем, очень уютный и ничем не отличается от зала в Вене или Дюссельдорфе. Когда-то здесь играл Святослав Рихтер, сегодня играю я. В Казани, например, великолепная музыкальная культура мирового уровня и прекрасный концертный зал. Замечательный зал в Ханты-Мансийске, где я тоже выступала. У нас прекрасная страна, столько интереснейших мест, и выступать для наших людей – большое удовольствие!

ВРАЧЕВАНИЕ ДУШИ

– Как я понимаю, для вас музыка – отнюдь не то, что развлекает человека, не элитарная вещь для людей, у которых всё есть и которые после концерта поедут ужинать в дорогой ресторан. Судя по вашим высказываниям, музыка для вас – это возможность говорить с миром на понятном ему языке…

– Я пианистка, и единственное моё оружие – музыка. При этом оказалось, что это очень сильное оружие! Мы живём в интересную эпоху, но очень непростую. И каждый должен дать себе ответ на вопросы: кто мы, для чего живём, что передадим нашим детям? В такое время каждый должен делать то, что может. Что могу лично я? Играть, в данном случае – играть Рахманинова перед людьми, которым музыка необходима, как кислород. Она не может быть развлечением: музыка – проявление духовного начала в человеке. Чувство, что ты не лицедей, не тот, кто развлекает публику, а человек, который говорит о самом главном и получает отклик, дорогого стоит.

Я чувствую, как людям нужна музыка, и я не думаю, как на это посмотрят на Западе. Приезжаешь на Донбасс и понимаешь: люди пришли не развлекаться. Для них музыка – это врачевание души. Я вижу и чувствую, как им нужна каждая нота, как она отзывается в их сердцах! И остановиться действительно невозможно. Поэтому я продолжаю туда ездить…

– Вы сказали, что музыка и любовь победят войну и ненависть. Таково ваше искреннее убеждение?

– Да, я в этом уверена. Всё сложится, надо только не отступать, не опускать руки. В трудный для Донбасса момент меня там спросили: вы верите, что всё будет хорошо? И я, чувствуя огромную ответственность за каждое сказанное слово, ответила: абсолютно верю! Иначе всё бессмысленно…

Помню, однажды я похвасталась российским паспортом в соцсетях, и какие-то «доброжелатели» написали: «Поздравляем, ты купила билет на «Титаник». После стольких лет скитаний (а я жила в Америке, во Франции, в Италии) в 2015-м я приехала на Донбасс и почувствовала себя дома впервые с 1991 года…

– Меня зацепил яркий метафорический образ, который вы однажды высказали в разговоре. Вы тогда сказали: «Мы ковыряем вилкой каменную стену, чтобы сделать в ней дырку, в которую будет светить солнце». Ваша музыка – это солнце, которое светит через стену непонимания, равнодушия, озлобленности и неприязни. Спасибо вам за это, Валентина Евгеньевна, успешных концертов, новых записей, благодарной публики! Верим, что всё у вас сложится хорошо, поскольку вы несёте людям радость – великую классическую музыку, которая принадлежит всему человечеству.

– Благодарю за тёплые слова!

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

К сожалению, мы не могли долго беседовать, поскольку Валентине ещё надо было разыграться перед концертом. А потом при аншлаге она исполняла Рахманинова, 24 прелюдии, и все – на память. И без единой фальшивой ноты. На таком уровне, что словами не выразить. Зал переживал самые разные эмоции – люди улыбались и плакали, грустили и восхищались безусловным талантом, которому рукоплескали самые престижные концертные площадки мира, а в этот день – скромный зал Дворца культуры в Ржеве. И Валентине не нужно было думать, как удержать внимание зрителей. Она просто разговаривала с ними на языке нот, и музыка лилась из самого сердца, и было ясно без слов, насколько нам всем она нужна.

Выступление прошло с огромным успехом, и зал ещё долго не отпускал выдающуюся пианистку. Прощаясь с Валентиной Евгеньевной, я пригласила её приехать в Ржев ещё раз. И она дала обещание. Так что будем ждать и надеяться!

Вера ГЛАДЫШЕВА.

Фото Владимира Кутузова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.