ЗАЖЕЧЬ ФАКЕЛ

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на защиту Родины.

Ещё совсем недавно вопросы воспитания не являлись первоочередной задачей школы. Считалось, что гораздо важнее дать учащимся определённый набор знаний, при этом игнорировалась мудрость, дошедшая до нас из глубины веков: «Ученик – это не сосуд, который следует наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!». Эту фразу приписывают Плутарху, и в ней заключается осознание того, как должно идти становление человеческой личности.

Мы на годы отодвинули древнюю мудрость, полагая, что наступили иные времена. И вот теперь спохватились и поняли: без воспитания мы рискуем получить поколения, оторванные от родных корней, космополитичные по своей природе. Важнейшей составляющей воспитания является формирование и развитие патриотических чувств, без которых не может состояться полноценная личность. О процессе воспитания патриота, достижениях и сложностях на этом пути, мы говорим с директором кадетской школы №7 Мариной Алексеевой.

НА ПУТИ К КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ

– Марина Николаевна, вы в каком году стали директором школы? И была ли она к тому времени полностью кадетской?

– В декабре 2019 года я была утверждена в должности директора. На тот момент кадетскими были только 10-11 классы. Стоит, наверное, вспомнить, как вообще они у нас появились. Это произошло во время директорства Татьяны Наветной. Будучи на одном из совещаний в Твери, Татьяна Николаевна узнала о создании кадетских классов, и, являясь инициативным человеком с хорошей организаторской жилкой, решила создать такой же кадетский класс в своей школе. С этого всё и началось. Первый опыт оказался успешным, новое направление понравилось детям и родителям, и, естественно, стало развиваться. Кого-то привлекала внешняя сторона, атрибутика, кому-то импонировала более строгая дисциплина, но все были довольны тем обстоятельством, что дети постоянно находились при деле. Так в 2020-м вся школа и стала кадетской, начиная с первоклассников.

– Есть ли какие-либо отличия кадетской школы от обычной?

– Да, некоторые отличия имеются. Прежде всего, их можно видеть в системе дополнительного образования, которая существует в школе. Она идёт в кадетском направлении и заложена в соответствующих программах. Их три: строевая подготовка, хореография и патриотическая песня. Так, 3 ноября в ГДК наши кадеты принимали участие в концерте, который был проведён в поддержку мобилизованных и участников СВО. А вообще, у нас вся школа поёт и танцует – абсолютно вся, без исключений! Скажем, 26 декабря провели бал: для младших школьников с 1-го по 5-й класс – с утра, для 6-11 классов – после обеда. Поскольку у нас есть ещё и театральный кружок, бал совместили с театрализованным представлением.

Также мы – постоянные участники городского Рождественского бала, принять в нём участие в этом году планируют 9 пар. Занимается с ребятами хореограф Наталья Цветкова. Что касается строевой подготовки, то ей уделяется самое пристальное внимание – результаты можно увидеть во время парада Победы на Советской площади. Кстати, у всех наших учеников, в том числе тех, кто поступил в высшие военные учебные заведения, отмечают отличную строевую подготовку.

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

– В каких мероприятиях патриотической направленности принимают участие кадеты?

– Таких мероприятий очень много – боюсь, не получится перечислить все. Для самых младших кадетов у нас есть проект «Мы – ржевитяне!», в рамках которого дети знакомятся с родным городом, его историей, совершают экскурсии по памятным местам, узнают биографию Героев Советского Союза, принимавших участие в освобождении Ржева. И к 3-4 классу они уже сами могут рассказать об этих героических людях. Наши ребята делают проекты о родственниках, переживших войну, и это всегда очень личные материалы.

Дети несут Вахту памяти на Аллее Героев, участвуют в захоронении погибших на ржевской земле солдат. Наши ребята принимали участие в молодёжном форуме, который проходит в интерактивном парке «Россия – моя история» областной столицы, и заняли четвёртое место (до призового не хватило всего полтора балла). Жаль, конечно, но ничего – в следующий раз постараемся войти в число победителей.

– Марина Николаевна, а волонтёрское движение в школе существует, и, если да, то чем занимается?

– Дело в том, что ребята принимают участие в различных движениях. Есть члены Юнармии, и это самый большой отряд в городе, в котором состоит 71 человек. У юнармейцев – свои мероприятия. 89 учащихся 2-4 классов стали участниками общероссийского движения «Орлята России». Его цель – развитие личности, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, человеку труда и старшему поколению…

Также у нас существует волонтёрский отряд под названием «Волонтёр всегда выручает!». Он занимается в основном гуманитарной миссией: собирает средства на корм для «Найдёнышей и потеряшек» (имеются в виду животные – прим. ред.), привлекается для проведения отдельных мероприятий – в частности, поздравляет пожилых педагогов со знаковыми датами, в случае необходимости – оказывает им помощь.

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

– В этом году в школах появилась такая форма патриотического воспитания, как подъём флага и исполнение гимна, а ранее внедрили масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Есть ли какой-либо эффект от этих нововведений?

– Я расскажу об одном эпизоде, который некоторое время назад меня буквально поразил. Дело было во время мероприятия, на котором присутствовали школьники из Белоруссии. Когда звучал их гимн, юные белорусы как один его исполнили, причём сделали это от души. Наши ребята тогда гимн РФ не пели – может быть, даже и слов не знали. С этого года ситуация начала меняться: теперь вся школа поёт, и это правильно!

Подъём флага сейчас для нас проводить затруднительно, поскольку флагштоки находятся на улице. Но каждый понедельник начинаем с линейки, когда происходит вынос флагов РФ, Тверской области, Ржева. Отношение к символам государства действительно изменилось – к ним стало больше уважения. Символика – необходимый элемент патриотического воспитания. Хочется, чтобы дети гордились своей страной!

Что касается цикла бесед «Разговоры о важном», то он разработан Российской академией образования. Их проводят в каждом классе классные руководители. Уже проходили беседы о специальной военной операции, сейчас они в основном приурочены к различным праздничным датам. После бесед с помощью специального приложения проводится анкетирование на предмет того, заинтересовала ли ученика тема беседы.

В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ДИПАКАДЕМИЕЙ

– Года два тому назад я присутствовала на районном мероприятии, которое было посвящено Алексею Игнатьеву. Там же находились представители Дипломатической академии МИД РФ, которые изъявили желание наладить контакты с вашей школой. Удалось ли осуществить задуманное?

– Мы заключили с Дипакадемией соглашение о сотрудничестве. Как правило, в рамках конкретных мероприятий. У нас проходят «Игнатьевские кадетские образовательные чтения», которые приурочены ко дню рождения Алексея Игнатьева. Стоит напомнить, что именно Алексей Алексеевич стал инициатором создания в СССР суворовских училищ, фактически тождественных кадетским корпусам в Российской империи. Представители Дипакадемии являются членами жюри на «Игнатьевских кадетских чтениях».

Сейчас мы начали готовить пакет документов для присвоения школе имени Алексея Игнатьева. Надеемся, что Дипакадемия РФ окажет нам в этом деле значительную помощь.

– Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если педагоги выполняют её не только с любовью и добротой, но и с пониманием исторического этапа, на котором находится страна, с чувством собственной гордости за неё…

– Это положение невозможно оспорить! Хочется верить, что мы вполне ему соответствуем. Во всяком случае, ежегодно 5-7 выпускников нашей школы поступают в высшие военные учебные заведения и вузы правоохранительной направленности. Некоторые из них даже успели завершить учёбу и отправиться на военную службу. В 2022 году три выпускника поступили в военные училища, ещё три – в правоохранительные учебные заведения.

Дети, которые у нас учатся, приобретают, помимо дисциплинированности, ещё и лидерские качества, умение нести ответственность за свои поступки, готовность откликаться на чужие проблемы. Поступив в вузы, они там не теряются, а занимают достойное место среди сокурсников. Так, Надежда Васильева поступила в Воронежский институт МВД, стала командиром взвода. Маргарита Царёва учится в Москве по линии МВД, и тоже – командир отделения. Илья Лемостов был командиром школьного отряда, и в военном вузе отмечают его организаторские способности и хорошие навыки в строевой подготовке. Переселенец с Украины Михаил Романенко поступил в Казанское танковое училище, куда он так стремился. У нас нет межнациональных конфликтов, и это способствует воспитанию настоящих патриотов России.

– А вообще, какие-то проблемы у вас существуют?

– Самая главная – недостаток площадей для дополнительных образовательных программ. Школе нужна пристройка, где был бы актовый зал, сцена, хореографический класс, музей. В этом случае мы могли бы развернуть и расширить наши проекты…

– Тогда стоит пожелать коллективу СОШ №7, чтобы представители власти обратили самое пристальное внимание на вашу проблему и занялись её решением. Кадеты заслуживают того, чтобы они могли гармонично развиваться!

 

Надежда БЕЛОВА.
Фото из архива «РП» и СОШ №7.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.