После трёхдневных праздников в честь первой годовщины Октябрьской революции, казалось бы, в Ржеве и уезде должны были отметить Новый год и Рождество. Но оказалось, что это не так. В последних номерах «Ржевской коммуны» за 1918-й и в первых номерах 1919-го о новогодних праздниках вообще не сказано ни слова. Будто новая власть совсем отменила Новый год. Тогда о чём же писала ежедневная ржевская газета? В основном публикации – две трети материалов – были посвящены мировой революции и Гражданской войне.
МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НА ПОРОГЕ
Действительно, основные статьи рассказывали о мировой революции как о чём-то близком и неизбежном. Так, 30 декабря 1918 года редактор «Ржевской коммуны» С. Стернин (он одновременно возглавлял и Ржевский комитет РКП (б) написал передовую статью «Итоги и выводы». В этой публикации журналист размышляет о судьбе всемирной революции. Он пишет: «Перелом наступил. Теперь решаются не судьбы революции, а судьбы всемирного империализма, судьбы хищников, которые четыре года вели кровопролитную, разбойничью войну за право эксплуатации трудящихся всего мира, за право грабежа, ради наживы». Заканчивает свою статью Стернин такими словами: «Все усилия направлены на то, чтобы зажечь пламя всемирной революции – на создание всемирного царства труда». Не менее актуальной была и тема Гражданской войны. Материалы с фронтов, резолюции собраний ржевитян публикуются из номера в номер.
\
ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ И УЕЗДЕ
О некоторых деталях можно судить по отчёту Совета рабочих депутатов за ноябрь 1918 года. В материале названы предприятия и организации, перечисляющие деньги в городской бюджет. На первом месте стоит профсоюз строительных рабочих, который накануне зимы внёс в городской бюджет 3544 рубля 77 копеек. Далее следует пенькопрядильная фабрика «ГОТ» – более 1000 рублей.
Вообще, из этого отчёта можно получить представление о хозяйственной жизни Ржева столетней давности. Кроме уже упомянутой фабрики, в городе работали: фабрика «Волокно-Шевелин», завод Лютова, Смыковский и Буховский кожевенные заводы, химический завод, лесопильные заводы Симонова и Сорина. В бюджет города также перечисляли деньги городское самоуправление, Совет народных судей и даже Союз парикмахеров. Приход денег в ноябре составил 19569 рублей 33 копейки. Расход был таким же. Основные средства расходовались на жалованье президиума и служащих Совета рабочих депутатов – почти 8400 рублей. 1624 рубля 04 копейки были потрачены на содержание конного двора: покупку фуража на зиму и ковку лошадей. 620 рублей 80 копеек направили на октябрьские торжества, 650 рублей – на похороны товарища Штрауса.
Дело было так: 7 ноября 1918 года в Молодом Туде прапорщик Беляков поднял восстание. На его ликвидацию был отправлен отряд из Ржева. У деревни Урдом состоялся бой, заговорщики были разбиты, но Белякову удалось бежать. Защитники советской власти понесли потери, в частности, погиб старый коммунист, латыш Э.Я. Штраус. Его похоронили в Ржеве, рядом с В.В. Грацинским.
\
НОВЫЙ 1919-Й
1919 год был, несомненно, самым тяжёлым для Советской России. Гражданская война полыхала на севере и юге, западе и востоке. Поэтому не случайно уже 1 января 1919 года (этот день был рабочим, как и предыдущий – 31 декабря) Ржевский уездный Военно-Революционный Совет публикует в «Ржевской Коммуне» приказ №1, посвящённый «оружейной» теме. Вот строки из него: «Красная Армия испытывает острую нужду в оружии, особенно в винтовках 3-х линейного образца и шашках. Ржевский уездный комиссариат по военным делам в согласии с декретом Совнаркома о сдаче оружия приказом своим от 20 декабря 1918 года №163 предложил населению, учреждениям гражданского ведомства и нештатным войсковым организациям Ржева и уезда сдать все имеющиеся у них исправные винтовки, пулемёты и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца». Первая дата была названа 27 декабря. Вторая более реальна – 3 января. Но создатели декрета всё-таки учли неторопливость русских людей и обозначили третий срок – 5 января 1919 года. Подписал этот грозный документ председатель Военно-Революционного Совета Сомик.
Продолжалась деятельность советских органов по национализации и постановке на учёт имущества ржевских богачей. Так, коллегия народного образования приняла решение взять на учёт все находящиеся у ржевитян музыкальные инструменты, картины и другие предметы художественного творчества. Эти предметы было запрещено вывозить из города. Налогами облагалось и имущество населения. К примеру, за корову или лошадь следовало заплатить 10 рублей, за рояль, пианино, граммофон, велосипед, самодвижущийся экипаж (надо понимать – машину) – 100 рублей. Налог в сумме 25 рублей должны были платить холостые и незамужние граждане от 25 до 40 лет. Курящим за «вредную» привычку следовало выложить 5 рублей.
Одним словом, ни про Новый год, ни про Рождество на рубеже 1918-1919 годов в ржевской газете не вспоминали. Так коммунисты лишили себя сразу двух праздников. Новый год вернулся только в 1936 году, а Рождество ещё позднее – в начале 90-х…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.