Оковецкий храм всегда был неким мерилом  ржевской  истории.  В  период,  когда  ржевские  земли ещё  только  переходили  к столичному уделу, он стал «пунктом стояния» высшей московской знати; позже – «краевым местом» в почитании прп. Нила Столобенского. Кроме того, длительное время (конец XVIII-XIX век) по соседству с Оковецким храмом компактно расселялись староверы, поскольку старообрядческой общине тогда не разрешали возводить большие культовые сооружения. На сегодня в фонде Тверского областного архива «Дела церквей Ржева» имеются некоторые сведения по исторической летописи Оковецкого храма. Так, объёмный фолиант (свыше 200 листов) «О построении новой церкви» рассказывает нам о сложных обстоятельствах его строительства. Первый документ на сей счёт датируется 1818 годом…


ОТ ДЕРЕВЯННОЙ ЦЕРКВИ – К КАМЕННОМУ ХРАМУ

В XVIII веке в Ржеве началась замена деревянных зданий на каменные сооружения. Для нашего города это было особенно актуально: чрезмерная сырость и влажность из-за близости Волги быстро приводили строения из дерева в негодность. И уже в конце XVIII века перед городским сообществом встал вопрос о перестройке деревянной Оковецкой церкви (1719 год).

Ещё одним стимулом к возведению в городе больших каменных зданий стало его экономическое значение – и для губернии, и для страны в целом, развитие промышленности и торговли, рост благосостояния жителей. Ржев выдвинулся в число значительных торгово-промышленных центров Российской империи, более того, стал крупным поставщиком товаров за границу – через Петербургский порт.

На возведение каменного Оковецкого храма средства выделили сами прихожане; значительные суммы «для пользы дела» безвозмездно направили на эти цели богатейшие купеческие династии. Даже на сегодняшний день комплекс Оковецкой церкви (период строительства – 1818-1832 г.г.) с колокольней (1830-1842 г.г.) является одним из лучших памятников архитектуры позднего классицизма не только в Ржеве, но и во всей Тверской губернии. Он и поныне имеет важное градообразующее значение, определяя силуэт правобережной части Ржева, привлекая общее внимание своим ярким столичным колоритом.

Есть и другие причины возведения столь величественного храма в Ржеве – на сей раз общеисторические. Прежде всего, речь идёт о недавно закончившейся Отечественной войне 1812 года. Для нашего города победа русского оружия над армией Наполеона также была важна. Ведь в Ржевском уезде было создано народное ополчение для борьбы с неприятелем, командиром которого стал Никита Степанович Сеславин (1756-1816), ржевский градоначальник, поручик, надворный советник. Вместе со своим воинством он встретил и разбил отряд французских фуражиров в районе г. Сычёвка Смоленской губернии. Окончание войны по всей стране вызвало большой патриотический подъём и волну храмостроительства – некой формы сохранения памяти о победе русского оружия. Во многих городах и губерниях (Москва, Тверь, Калуга, Смоленск и других) возведение новых храмов приобретает особый масштаб.

«СТОЛИЧНЫЙ ПРОЕКТ»

Не менее важным условием постройки подобного храма как «столичного проекта» в условиях небольшого уездного центра, на наш взгляд, стало назначение городничим Ивана Андреевича Закревского (ок. 1788-1841), полковника, кавалер ордена св. Георгия (1810 г.), участника нескольких военных баталий. Ржевские места Ивану Андреевичу были хорошо знакомы с детства, ведь речь шла о его малой родине. Не менее значимыми были и личные обстоятельства жизни И.А. Закревского. Его брат, Арсений Андреевич (1783-1865), граф, генерал от инфантерии, министр внутренних дел, на то время – Финляндский генерал-губернатор, а позже Московский военный генерал-губернатор и член Государственного Совета – часто наведывался в Ржев. Сохранились документы – воспоминания о приездах А.А. Закревского в наш город, пышных встречах с местными дворянами и купцам. Особенное расположение он оказывал семье ржевского уездного предводителя дворянства, статского советника Якова Ивановича Демьянова, в том числе его супруге, Авдотье Васильевне, в первом браке – Есиповой.

Можем предположить, что многие благие дела во имя процветания Ржева были совершены при участии петербургских и московских попечителей, связанных с нашим городом и его жителями личными, служебными, а порой и родственными связями. Думается, что их визиты в Верхневолжье напрямую способствовали решению текущих вопросов, связанных с содержанием и улучшением благосостояния нашего города. Так, например, за десять лет служения Ивана Андреевича Закревского городничим, Ржев заметно преобразился: благоустраивались городской бульвар, набережная и центральные улицы стали мощёными, в городе появились тротуары.

Справка о ревизии Ржева (на 1858 г.), гласит: «Очень высоко оценивается город по устройству зданий, улиц, площадей – как один из самых лучших населённых пунктов губернии. Здесь много каменных 2- и 3-этажных домов красивой отделки. «Деревянные строения отличаются добротностью и отличной плотницкой работой. Центральная торговая площадь Князь-Фёдоровской стороны с 4-х сторон окружена зданиями интересных архитектурных форм, в числе которых есть образцы, подобные столичным». Столь высокая оценка в полной мере отражает работу городских властей и, прежде всего, городничего И.А. Закревскому, немало потрудившемуся на благо Ржева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.